Language SwitcherРусский 🇷🇺 | Azərbaycanca 🇦🇿

Опубликовано 08/06/2025

Поделитесь

АРХИТЕКТУРА

Почему известный в Баку мост назывался именно Багировским?

мост

Баку хранит много загадок, но одна из самых мифологизированных — это Багировский мост. Не просто транспортный объект, а настоящий монумент сталинской эпохи, легенда инженерной мысли, окутанная политическим мраком, героикой и байками, в которые хочется верить — даже если они не до конца правдивы.

Портал Baki-baku.az сегодня расскажет вам о Багировском мосту.

Багировский мост. Или, если выражаться научно, путепровод. Мощный, каменный, с ажурными чугунными литыми перилами, с каменной резьбой в советском стиле, двадцатиметровой ширины, он был виден издалека.

Этот монументальный путепровод возвели в бывшем поселке имени Монтина. Кто такой Монтин, конечно сейчас уже мало кто помнит. А вот кто такой Мир-Джафар Багиров, чьим именем называют мост, знают, наверное, все: первый секретарь ЦК компартии Азербайджана в сталинские времена. Мост построен очень красиво. По мосту шла железнодорожная ветка, по которой двигались, в основном, товарные поезда. До постройки моста «железка» шла по земле и Московский проспект постоянно перекрывался шлагбаумом. Несмотря на то, что этот мост был построен в советское время, он, как никакой другой окружен легендами. Одна из легенд рассказывает о том, как Багировский мост проверялся на прочность. В стародавние времена человек, который проектировал в каком-нибудь городе мост, обязательно вместе со всеми строителями во время пуска в строй своего сооружения вставал под мостом. Этим он доказывал, что гарантирует его прочность.
Говорят, что в сталинские времена эта старое правило снова было пущено в ход. В частности, когда в 1955 году открывали Багировский мост, проектировщики и строители по приказу партийных властей стали под мост. Правда это или нет, но факт, что Багировский мост стал одним из самых прочных путепроводов Баку.

мост

Этот каменный железнодорожный путепровод начал строиться в 1953 году. Причина его появления – еще одна городская легенда. Ее очень образно поведал в своем рассказе Дмитрий Купянский: «…Мир-Джафар Багиров сидел в своей машине уже второй час. Сидел не по своей воле. Переезд был закрыт. Маневровый паровоз толкал туда-сюда составы с цистернами, платформами и пульманами. В те времена Баку был кладовой всей страны и СССР тогда нуждался в топливе, которого отправлял Азербайджан. Но это не означает, что можно вот так часами стоять у переезда. Тем более если тебе давно пора улететь. В Кремле шутить не любят».
Багирову очень не понравилось это ожидание, и он отдал своему заму строжайший приказ к его возвращению, которое ожидалось через две недели, подготовить проект моста. И якобы проект был готов в положенное время, потому что с Багировым шутки плохи.
Пишет Купянский: «Министр связи Азербайджана любил вспоминать: когда вызывали к нему самому (к Мир-Джафару Багирову), никогда не знал, вернешься назад сам или тебя уведут, но не домой…»

Согласно легенде, Багирову удалось «выбить» в Москве опытных специалистов и материалы. Он велел построить мост за год. Стройка началась. На ней, кроме рабочих, якобы трудились заключенные и немецкие военнопленные.
По словам Купянского, поднимались по готовности мотострелковые и саперные подразделения: «А утром раздался первый взрыв. Задача оказалась весьма сложной, почти невыполнимой. Разобрать пути и остановить движение поездов невозможно. Это почти единственная артерия, связывающая железнодорожную станцию «Баку-Товарная» и выезд из города. Нагрузка такая, что сегодня час пик на Рублевке, в пятницу, кажется детской шалостью. Машинисты, наплевав на семафоры, тянут составы впритык друг к другу. На постройку моста над рельсами времени не хватит, однозначно. Делать подкоп под пути? Но тут скальный грунт!
…Движение затихало только на минуту перед очередным взрывом. Зеки работали в четыре смены. Первая смена в авральном ритме долбила шурфы в камне и потом вывозила обломки, вторая в изнеможении лежала тут же. Потом менялись местами… Солдаты, стоящие в оцеплении, глохли от взрывав. Пыль и дым круглосуточно клубились над стройкой и висели такой «шапкой», что видно было из любого конца города. На большинстве строек в городе работа либо сбавила обороты, либо затихла вовсе. Но мост был готов в срок.

мост

А через два года Багирова судили. Судили открытым судом в ДК им. Дзержинского, который был построен по личному распоряжению Багирова немецкими пленными. Сослали в лагеря. Уже в 60-х по мосту, который был назван Багировским, прошел состав с лесом с Колымы. Когда на Баку-Товарной стали разбирать бревна, на одном из них увидели стесанный ствол, а на нем надпись: Багиров жив!»
В легенде много неточностей. Например, мост строился не один год, а два. Об этом говорят цифры, выбитые с двух сторон от моста: 1953 и 1955. Суд над Багировым состоялся не через два года после окончания строительства моста, а через год – в 1956-м. Но на самом деле в ДК им. Дзержинского, который опять же на самом деле строили немецкие военнопленные.
Но самое главное то, что вряд ли Багиров был первым, кто понял: в этом месте жизненно необходимо построить путепровод, чтобы избавиться от огромных заторов на железнодорожном переезде. И вряд ли он, спеша на аэродром, стоял бы на переезде: проезд Первого секретаря на вылет в Москву в любые годы и в любой республике согласовывался с железнодорожным управлением и ему давался зеленый свет. Хотя, конечно, Багиров мог быть инициатором постройки путепровода.
Еще одна легенда утверждает, что в форме и декоре моста Багиров велел зашифровать букву «М». В принципе, при желании эту букву можно увидеть и в резном декоре, и в самой форме моста.
Известна и одна байка, связанная с Багировским мостом. Старожилы утверждали, что во времена Хрущева некий ответственный работник велел повесить на мосту плакат: «Догоним и перегоним Америку». Плакат сделали и повесили. Прямо под знаком «Обгон Запрещен».
В 2007-2009 годах Багировский мост был реконструирован. К путепроводу добавилось еще два пролета, за счет чего увеличилась полосность проспекта Гейдара Алиева. Любопытно, что название «Багировский мост» и в XXI веке продолжало фигурировать на картах.
Этот мост — больше, чем просто переход через рельсы. Это арка, переброшенная между мифом и реальностью, между страхом и прогрессом.

Гаджи Джавадов

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Материал подготовлен редакцией BakiBaku

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

В Дендрологическом Саду в поселке Мардакян города Баку продолжаются реставрационные работы в особняке миллионера Муртузы Мухтарова.

Самое новое

ПОВЕСТКА ДНЯ

На территории Дендрологического Сада, где в настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы, посетителей ожидает ряд нововведений

ПОЛИТИКА

Уставный капитал ОАО "Сураханский машиностроительный завод" увеличен на 1 млн 307 тыс. 740 манатов или