Баку невероятно повезло с архитектурой — здесь уживаются восточная экзотика, мавританская ажурность, барочная пышность, строгая готика и утончённый модерн. Но одно здание по-прежнему выбивается из общего ряда. Оно не просто притягивает взгляд — оно вызывает вопросы.
Как сообщает Baki-baku.az, речь идёт о здании, где в советское время располагался педагогический институт. Сегодня оно словно забытая глава старинного романа, ожившая посреди шумного города.
Это здание когда-то строилось как Бакинское коммерческое училище — школа будущих банкиров и предпринимателей, идея создания которой была лично подсказана местным меценатам реформатором российской экономики В.И. Ковалевским. Финансировали проект нефтяные магнаты: Тагиев, Нагиев, Асадуллаев. Уже через два года после предложения Ковалевского в Баку открывается коммерческое училище с 8-летним курсом, где преподавали бухгалтерию, товароведение, деловую переписку сразу на трёх языках — русском, французском и немецком. Упор делали не только на знания, но и на физкультуру, питание и гигиену — почти революционный подход для начала XX века.
Когда старое здание стало тесным, по решению городской думы училищу выделяют роскошный участок рядом с морем — «где воздух чище и прогулки полезнее». Проект нового здания выбирали через архитектурный конкурс с участием архитекторов из Петербурга. Победителем стал Гавриил Тер-Микелов — будущий автор главных архитектурных жемчужин Баку. Строительство началось в 1908-м, завершилось к 1913-му. Результат — монументальное здание, сочетающее итальянский ренессанс с бакинским размахом, рассчитанное на 800 учеников.
Училище быстро стало символом модернизации: уже в 1909 году здесь учились почти 500 человек, включая выходцев из крестьян и иностранцев — уникальный случай для дореволюционной России. После революции здание превращается в центр интеллектуальной жизни города: здесь располагаются аудитории БГУ, звучат стихи Маяковского, кипит студенческая наука.
Сегодня это здание — памятник не только архитектуре, но и идее прогресса, вложенной в фундамент буквально на нефти, мечтах и просвещении. И кто знает, сколько ещё историй оно хранит за своими стенами?..
Гаджи Джавадов