В XIX в. Баку начал активно развиваться, превращаясь из провинциального города в индустриальный центр. Но вместе с нефтью и золотыми куполами театров здесь зарождалось нечто куда более ценное — идея равенства и просвещения. Великий бакинец Гаджи Зейналабдин Тагиев понял то, чего не осмеливались произнести многие: воспитать образованное поколение может только образованная женщина, и начал предпринимать активные шаги для поднятия уровня самой женщины.
Как сообщает Baki-baku.az, именно отсюда началась история первой на Востоке женской мусульманской школы европейского типа. Тагиев обратился к Александру III с просьбой открыть в Баку учебное заведение для девочек-мусульманок, но получил категорический отказ. Император «мыслил другими категориями», и судьба азербайджанских женщин его не интересовала.

Но Тагиев был не из тех, кто отступает. Когда на престол должен был взойти Николай II, в связи с его коронацией Тагиев посредством одного сенатора посылает императрице Александре Федоровне очень дорогой подарок и просит ее посодействовать в деле открытия бакинской мусульманской женской школы. Тагиев делает очень хитрый ход: чтобы умаслить императрицу, он ходатайствует о присвоении школе ее имени. Прошло два года, и в 1896 г. было получено разрешение на строительство.
Более того, чтобы обезоружить противников среди духовенства, он отправил своего доверенного муллу в паломничество и привёз письменные разрешения от величайших исламских авторитетов мира: обучать девочек не противоречит исламу. Так была сломана многовековая преграда.

Для создания проекта Тагиев приглашает выдающегося польского архитектора Иосифа Гославского, будущего автора Бакинской думы (Баксовет).
В 1898 году по проекту архитектора Иосифа Гославского началось строительство здания, ставшего архитектурной жемчужиной Баку. В 1901 году школа распахнула свои двери. Просторные классы, лаборатории, библиотека с мировой классикой, кружки, театральные постановки — всё это создавало атмосферу свободы и новых возможностей. Девочек учили не только грамоте, но и наукам, литературе, домоводству, эстетике и гигиене.

Тем временем весть об открытии в Баку современной школы для девушек-мусульманок разнеслась по Баку со скоростью молнии: ее обсуждали везде.
Здание новой школы издалека привлекало внимание. Внутри, по воспоминаниям выпускниц, было красиво и уютно. Большие светлые помещения с высокими потолками и окнами сохраняли прохладу даже в самый знойный день.

Классные комнаты, лаборатории, читальный зал, приемная находились на первом этаже. Наверху размещались столовая, кухня, спальные комнаты, учительская (все педагоги здесь были женщины), кабинеты директрисы и врача, комната для намаза. Баня, небольшая больница, прачечная, прочие хозяйственные службы находились во дворе, где разбили красивый сад.
Была в школе и библиотека, о которой следует сказать особо. Тагиев не пожалел средств, и там была собрана русская, зарубежная и восточная классика. Получали множество периодических газет и журналов, в том числе даже журнал “Молла Насреддин”.
Школа, получившая название Александринской, стала в Азербайджане школой нового типа. “Наша Бакинская женская школа была первой и единственной школой подобного рода для девочек-мусульманок во всей Российской империи, – рассказывала впоследствии Набат Нариманова, выпускница этой школы. – Да что там в России, на Ближнем и Среднем Востоке, во всем мусульманском мире не было второй такой школы – подлинно европейского типа”.
В 1913 г. школа Тагиева преобразовалась в учительскую семинарию для девушек-мусульманок. Тагиев собирался отдать семинарии и свой пассаж на Ольгинской (ныне М.Э. Расулзаде).

Но началась Первая мировая война и помешала осуществлению его планов. В 1918-1920 гг. в здании разместили Парламент АДР.
В советское время там находился Президиум Верховного Совета АзССР. Советская власть фактически отобрала этот дом у детей… Тагиев, добровольно отдавший большевикам все свое состояние, протестовал против этого, но не сумел добиться от них такой малости для народа, как оставить в этом здании школу для девочек-мусульманок.
Сегодня в здании бывшей школы Тагиева находится Институт рукописей НАНА, но стены всё ещё хранят дух того дерзкого и великого эксперимента.
Это было не просто учебное заведение — это был вызов обществу. Выпускницы школы Тагиева становились первыми женщинами-педагогами, врачами, библиотекарями, художницами. Они открывали новую страницу в истории Азербайджана и всего мусульманского Востока.

Гаджи Джавадов