Когда речь заходит о том, как благодаря шахам и султанам разделённого Азербайджана в разные страны были перенесены частицы человеческих ценностей и сокровищницы мировой материальной культуры, нередко находятся и те, кто восстаёт против нас, посягает на наши права. И хотя для многих становится невыносимым, когда мы говорим: «Мы – великий народ, мы – пятидесятимиллионный Азербайджан», истинную силу этого единства подтверждают упоминания о Керкук, Борчалы, Тебриз, туркменских степях, Дербент, Иревань. Ведь на протяжении веков во главе народов, скакавших по этим землям и обнажавших меч, стояли азербайджанские тюрки, создавшие такие империи, как Сефевиды, Афшары, Каджары. Общий язык, культура и традиции, которые и сегодня сохраняют люди, ставшие коренным народом тех земель, свидетельствуют о духовном величии Азербайджана, охватывающего обширное географическое пространство.
Карабах в Афганистане – не только название
С Карабахом в афганской Газни нас связывает не только имя. Есть и Карабах, свет которого вновь загорелся после 30-летней оккупации и ожидания. Карабах, который начался и завершился в самом Карабахе! Но существует и Карабахская провинция в Афганистане, где, вследствие суровой судьбы и войн, поселились наши соотечественники, оторванные от исторических земель. Афганский Карабах входит в состав провинции Газни, являясь одной из 19 провинций страны. Это место стало обителью наших единоплеменников, переселённых сюда в разные эпохи.
Название связано с тюрками, ставшими историческими жителями и хозяевами этих земель. Его происхождение объясняется политикой Надир шах Афшара, который в XVIII веке, укрепляя свою власть в Афганистане, переселил сюда племена из Карабаха – 32-х, Кабирли, Джаванширов. Они, поселившись неподалёку от Кабула, дали местности название «Карабах» с согласия самого шаха.
След Надир шаха и его потомков
Источники свидетельствуют, что именно военные походы Надир шаха в Пакистан, Афганистан и Индию привели к массовому переселению карабахских племён. Потомки его воинов до сих пор живут в Герате и Кабуле: их число превышает 400 тысяч. Здесь также проживает около 300 тысяч туркмен, а Афшарских тюрок насчитывается порядка 10 тысяч, из которых 2500 живут в селениях Нахаци и Тепе. Афшары, поселённые среди других племён, сохранили язык и культуру, близкие к азербайджанскому. Сегодня в Кабуле и Кандагаре можно встретить тех, кто называет себя Кызылбашами или Афшарами, – верных хранителей единой истории, культуры и этнографии
Живая память и быт
В языке, традициях, мифах и сказаниях афганских турок чувствуется азербайджанский дух. В отличие от многих тюркских племён региона, подвергшихся ассимиляции, Афшары сумели сохранить идентичность и самоназвание. В афганских топонимах и ойконимах до сих пор встречается имя Карабаха: село Карабах, район Карабах – это наглядные свидетельства исторической памяти.
В повседневной жизни они продолжают кочевой образ существования: летом – на яйлаг, зимой – на гышлаг. Основное занятие – овцеводство, ковроткачество и ремесло. При клятве они говорят: «Клянусь могилой Надира!» – прежде чем положить руку на Коран.
Память о героях и национальная борьба
Не имея школ на родном языке, подобно южным азербайджанцам, афганские соотечественники продолжают хранить духовное величие и вносить вклад в развитие страны. Несмотря на социальные и политические трудности, они борются за сохранение национального самосознания и культурной идентичности.
Не случайно в годы Первой Карабахской войны из афганского Карабаха в азербайджанский Карабах прибыли воины, которые вместе с героями Аллахверди Багировым, Алияром Алиевым, Альбертом Агаруновым и другими отдали жизнь за Родину. 300 лет спустя после переселения они пролили кровь за Карабах, откуда были некогда вырваны, и подарили истории 300 мучеников.
Непреходящая миссия
Для афганских карабахцев, Афшаров, Кызылбашей, Карапапахов, Джаванширов и Кабирли память о Надир шах остаётся священной. Они считают себя хранителями рубежей Отчизны – Страны Огней Азербайджана. Земли эти для них – наследие Газневидов, Тимуридов, Сефевидов и прежде всего Афшаров. Их долг – сохранить его как зеницу ока.
История свидетельствует: когда-то разделённый Азербайджан вновь обрёл силу. И как напоминал Амир Тимур: «Восстань и узри мощь народа, которого ты всю жизнь принижал». Так и сегодня возрождается дух Надир шаха – великого полководца, чьё имя в Афганистане, Индии, на Кавказе и в Средней Азии стало символом величия.
Афганские степи и равнины – это часть духовного пространства Азербайджана. Если бы было иначе, разве пришли бы из Карабаха Афганистана в Карабах Азербайджана воины и разве отдали бы они свои жизни? Существует село Карабах в Афганистане, где живут потомки переселённых племён. Их язык, диалект, одежда, обычаи – всё это близко и родственно нам.
Мы – тюрки, чья рука держала меч, а душа находила продолжение в музыке саза; мы создавали дворцы из золота и превращали их в сады искусства и культуры. Мы – народ, который может умереть один раз, но возродиться тысячу раз. Мы никогда не предадим священные земли.
В Индии у нас есть Тадж-Махал, в Пакистане – вершина по имени Гаджи Зейналабдин Тагиев, в Афганистане – Карабах, где до сих пор клянутся могилой Надир шах Афшара! Знать их, помнить их и рассказывать о них – наш нравственный долг перед священной памятью вождей и полководцев, сделавших землю Отечеством.
Шараф Джалилли