Опубликовано 11/21/2025

Поделитесь

ИСТОРИЯ

Алейке Кёнюлдаш — госпожа дворца Кара-Коюнлу

Военачальница , поразившая своим воинственным духом тимуридского шаха Шахрух-хана

Каждый этап и каждая страница истории государства Кара-Коюнлу, основанного Кара Юсуфом, являются источником национальной гордости и занимают особое место в истории нашей государственности. Союз Кара-Коюнлу, будучи частью огузского мира и происходя от Дениз-хана, сына Огуз-хага, в разные периоды истории дал целую плеяду могущественных личностей. Как отмечают многие исследователи, до 1380 года общности Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу вели кочевой образ жизни на территории Азербайджана, Анатолии и Ирака. В этом году по инициативе главы кочевого союза Кара-Коюнлу Байрам-ходжи была заложена династическая основа государства Кара-Коюнлу. Впоследствии его сын Кара Мехмед создал феодальную власть Кара-Коюнлу с центром в городе Ван. Во время эрзурумско-Чапагчурского похода эмира Тамерлана (Амира Тимура) в 1387 году Кара Мехмед, одержав над ним верх, в 1388 году вошёл в Тебриз и овладел городом. Подход войск Амира Тимура вынудил Кара Мехмеда отступить в Анатолию и вместе с султаном Джалаиридов Ахмедом искать покровительства у турецкого султана Йылдырым Баязида. На требование Амира Тимура «выдать Кара Юсуфа живым или мёртвым» султан Баязид ответил, что «человек, нашедший у него приют, не может быть выдан». Спустя некоторое время, когда политическая напряжённость несколько ослабла, союзники возвратились в Багдад. Парадоксально и тем более печально то, что именно здесь между двумя друзьями и союзниками возникли серьёзные разногласия, а посеянный между ними раздор завершился их заключением под стражу. Несмотря на год, проведённый в тюрьме, борьба за Тебриз не прекратилась.

Весной 1408 года борьба Кара-Коюнлу за Тебриз и Азербайджан достигла решающей стадии. Определяющее сражение с тимуридами состоялось 21 апреля в области Тебриза, у местности Шенби-Газан, на реке Седруд. Правым крылом 20-тысячного конного войска Кара-Коюнлу командовал эмир Бистам-бек Чакырлу (вместе со своими братьями Менсуром, Рустамом и сыном Эхи Фареджем), левым крылом — Хусейн-бек Седлу, тогда как в центре лично стоял Кара Юсуф. В результате упорного, рукопашного боя огромное войско под предводительством Мираншаха, отца Абубакра, было разгромлено и обращено в бегство с территории Азербайджана до самого Хамадана. Тем самым Кара-Коюнлу сыграли решающую роль в разгроме тимуридов в Азербайджане, и южные земли страны перешли под власть Кара-Коюнлу.

Фигура в истории нашей дипломатии, предшествовавшая Сара-хатун

Официально провозглашённое в 1410 году Азербайджанское государство Кара-Коюнлу охватывало всю территорию Азербайджана к югу от реки Куры, за исключением земель государства Ширваншахов, расположенных к северу от Куры. До 1468 года Ирак Арабский и Курдистан также входили в состав государства Кара-Коюнлу с центром в Тебризе. После Кара Юсуфа развитие этого государства продолжили его сыновья Кара Искендер и Джаханшах Хагиги. Экономический подъём, создание регулярной армии, социально-культурные реформы, проводившиеся в государстве, привлекали внимание соседних держав. В этом процессе особое место занимала и всегда с почтением упоминается отважная тюркская хатун — Алейке Кёнюлдаш.

Она забывала, что является супругой правителя, и дружила с простыми людьми

Своей мудростью, гордостью и благородством Алейке Кёнюлдаш напоминала могущественных азербайджанских хатуний и первых леди — Томрис, Нушабу, Мёмине-хатун, Захиде-хатун, Мехриджан-хатун. Вместе со своим супругом Кара Юсуфом, выходя с честью из сражений, она до конца жизни сумела сохранить образ достойного воина и чувство верности государству. Высотой своих идеалов, наполненной благотворительностью и благородством деятельностью она вписала своё имя в ряд великих «старших хатуний». Обладая воинственным духом и полководческим талантом, поражавшими военачальников Кара-Коюнлу, Алейке Кёнюлдаш прежде, чем быть главной хатуней дворца, была азербайджанской женщиной. Своей утончённостью, красотой, патриотизмом и материнской любовью она служила примером для многих, а внутренним духовным богатством — образцом для окружающих. Несмотря на своё влияние при дворе, она словно забывала о том, что является супругой государя, и поддерживала дружеские отношения с простыми людьми.

Объезжавшую вдоль и поперёк земли Кара-Коюнлу Алейке Кёнюлдаш с радостью встречали тюркские племена, веками жившие в степях и на высокогорных пастбищах — терекеме, шадлы, бахарлы, караманлы; в её честь приносили жертвы, раздавали обеты и угощения. Как и все азербайджанские женщины, эта величественная хатун была глубоко привязана к своим детям и семье, заботилась о близких, своим мягким голосом, лирическим и романтическим настроем приносила им радость.

Она неоднократно вела переговоры с послами тимуридского Шахруха и Ширваншахов — Халилуллы I и Фаррух Ясара

Сражавшаяся плечом к плечу с таким могущественным полководцем, как Кара Юсуф, Алейке Кёнюлдаш не страшилась отправляться в стан противника и вести с ним переговоры. В историю нашей дипломатии до Сара-хатун имя Алейке Кёнюлдаш вошло как имя женщины, неоднократно вступавшей в переговоры с послами тимуридского Шахруха, а также с посланниками Ширваншахов — Халилуллы I и Фаррух Ясара; это служит доказательством её дальновидности и широты мировоззрения. Глубоко понимая внутреннюю и внешнюю политику государства Кара-Коюнлу и находя общий язык с придворной знатью, Алейке Кёнюлдаш была для обширного государства Кара-Коюнлу величайшим даром Всевышнего. Хотя она жила в Тебризском дворце, авторитет Алейке Кёнюлдаш был высок и в таких развитых городах и областях, как Гёйча, Агбаба–Шорайел, Ширван, Гянджабасар, Анатолия, Казвин, Солтания, Рум и Шам. Она была известна прежде всего как покровительница искусства и культуры. Народная любовь к ней была неотделима от её живого общения с населением. Приезжая в ту или иную местность, Алейке Кёнюлдаш прежде всего посещала святыни, могилы пиров и праведников, затем устраивала специальные приёмы для стариков и семей воинов, оказывала им материальную помощь, протягивала руку поддержки.

В различных племенных объединениях, уездах и областях государства Кара-Коюнлу по её распоряжению открывались медресе и строились мечети; за материальным положением учащихся Алейке Кёнюлдаш следила лично. Она добивалась снижения налогов для ремесленников и купцов, тем самым способствуя экономическому подъёму государства. В выполнении государственных задач, связанных со сбором налогов и пополнением казны, Алейке Кёнюлдаш принимала непосредственное участие. В последнем бою Кара Юсуфа, в момент его смерти, главная хатунь Кара-Коюнлу — Алейке Кёнюлдаш — также находилась рядом с ним.

Алейке Кёнюлдаш: Предпочтение соглашения войне представлялось более важным для государства Кара-Коюнлу

В XV веке слава могущественной армии государства Кара-Коюнлу, имя которого гремело по просторам народов, вызывала серьёзную тревогу у соседних государств. Шахи и короли, стремившиеся к территориальным захватам, вынашивали планы ликвидации Кара Юсуфа — этого могущественного азербайджанского правителя. Ширваншахи, второй сын Амира Тимура, глава тимуридской династии султан Шахрух, а также правители Ак-Коюнлу были в значительной мере озабочены именно этим. Дальновидная политика Кара Юсуфа, его полководческое мастерство и боеспособная армия настолько потрясали их, что вместо наступательной тактики они предпочитали выжидательную позицию. Подтверждением сказанного служат и данные исторических источников: «Военная мощь государства Кара-Коюнлу по-прежнему держала тимуридов в страхе. Недаром Шахрух изо дня в день молил Всевышнего, приказывал хафизам в течение одного дня прочитывать суру “Аль-Фатиха” двенадцать тысяч раз. Шахрух требовал не весь Азербайджан, а лишь города Казвин и Солтания, относившиеся к Ирану-аджему. Взамен он предлагал Кара Юсуфу оставить за государством Кара-Коюнлу Азербайджан и Ирак Арабский, области Рум и Шам. Кара Юсуф же избрал непримиримый путь войны и, несмотря на болезнь, выступил в поход во главе своей армии. Однако 13 ноября 1420 года в деревне близ города Уджан он внезапно скончался».

В тот трагический момент придворная знать Кара-Коюнлу сквозь слёзы вспоминала исполненные мужества слова главной хатуни дворца Алейке Кёнюлдаш: «Противник стремится к соглашению с тобой; предпочтение мирного договора войне представляется более важным для государства Кара-Коюнлу…»

Кара Юсуф, всю жизнь относившийся с уважением к разуму, логике, мудрости и гордости своей супруги, один-единственный раз не прислушался к её совету — и именно это наложило трагический отпечаток на его судьбу и судьбу основанного им государства. Хотя в последующие годы власть была продолжена его сыновьями — Кара Искендером и Джаханшахом Хагиги, государство Кара-Коюнлу столкнулось с целым рядом серьёзных испытаний…

Он был известен своим правосудием и милосердием, отличаясь нравственным превосходством над всеми

Через три дня после смерти мужа Алейке Кёнюлдаш овладела государственными казнами в крепостях Алинджа и Авник, обеспечила их сохранность и поддержала дух войска, сломленного утратой. Совместно с одним из тебризских богачей Мехмедом Кечечи и придворной знатью Алейке Кёнюлдаш доставила тело государя в Тебриз и предала его земле в родовом некрополе в Эрджише.

На траурной церемонии прощания Алейке Кёнюлдаш с присущей ей решительностью говорила о достойном жизненном пути государя Кара-Коюнлу Кара Юсуфа, о его справедливом правлении. Её прощальная речь, по свидетельству сефевидского историка Хасана-бека Румлу, навсегда запечатлелась в памяти: «На поле брани он был кровожадным львом, а в пиршественных собраниях — облаком, разбрасывающим жемчуг. Он был известен своим правосудием и милосердием, отличаясь нравственным превосходством над всеми. Всё своё усердие он отдавал преследованию тиранов и заботе о благосостоянии угнетённых, с заботой относился к возрождению святых мест, поддерживал порядок и справедливость в своём государстве. Жалование и довольствие воинам он выдавал регулярно».

Мать Шахсарай, духовный наставник Джанбейим и Салийя-бейим

В историю нашей национальной государственности имя Алейке Кёнюлдаш вписано как одной из могущественных хатуний, покровительницы науки, искусства и культуры, инициаторки социально-экономических реформ, мыслительницы, чьи литературно-философские взгляды и гуманистические идеи получили известность как на Востоке, так и в тюркском мире. После смерти супруга она продолжила активную общественную деятельность. При правлении Кара Искендера, занявшего после отца трон государства Кара-Коюнлу, Алейке Кёнюлдаш была одним из главных украшений придворной жизни.

В становлении трёх хатуний, вышедших из дворца Кара-Коюнлу, — её дочери Шахсарай, второй супруги Кара Юсуфа и матери Джаханшаха Хагиги Джанбейим-хатун, а также её сестры Салийя-бейим — как влиятельных придворных дам огромная заслуга принадлежала именно Алейке Кёнюлдаш. Писавшая лирические стихи под творческим псевдонимом «Кёнюлдаш», она виртуозно озвучивала саз — тот самый инструмент, под который «слагал сказания и перечислял роды» легендарный Деде Горгуд, прародитель огузских сынов.

Как главная хатунь государства Кара-Коюнлу, Алейке Кёнюлдаш, явившая собой образец благородства, духовной зрелости и красоты, вошла в историю также как символ супружеской верности и преданности.

Шараф Джалилли

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Yazıçı-publisist

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как пишет Baki-baku.az, историческая Победа армии Азербайджана, под руководством Президента, Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева

Самое новое

ПОВЕСТКА ДНЯ

Заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Элисон Хукер посетила Аллею шехидов в Баку.
Facebook
X (Twitter)
LinkedIn
Email

Пришлите нам статью

Məqalənizi göndərin