Часть вторая
Страна Огней – Азербайджан, подаривший истории национальной государственности такие могущественные державы, как Манна, Мидия, Атропатена, государства Ширваншахов, Атабеков, Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов, – несмотря на то, что до провозглашения Республики он был разделен между империями, всегда играл неоспоримую роль в духовных ценностях Тебриза, Дербента, Борчалы, Иревана, Нахчывана, Шемахи и Баку. Эти города, вобравшие в себя всю утонченность и величие тюркской дворцовой культуры, были не только общественно-политическими, но и научно-культурными центрами.
Именно поэтому Тебриз олицетворяет величие, Дербент – мужество, Шемаха – восхищение, Нахичевань – отвагу, Борчалы – скорбь, Иреван – тоску, Гянджа – любовь, а Баку – щедрость. Эти города всегда были нам дороги и близки, как столицы этих чувств.
В город ветров, в «Бади-Кубэ», в Баку с каждым днем прибывало все больше людей в поисках хлеба, покоя и славы. Крепости, замки, дворцы, возводившиеся кирпич за кирпичом на побережье Каспия, в Баиловской бухте и в крепости Сабаиль, стали воплощением любви к родной земле, жажды жизни и стремления к процветанию.
Название Баку упоминается в источниках еще до нашей эры. Он заявил о себе миру через Сабаиль, Ичеришехер, Байыр-шехер, Чемберекент, скалистые берега Каспия, наскальные рисунки Гобустана, храм огня Атешгях, где горело природное топливо – нефть, газ и священный огонь, через Девичью башню и дворец Ширваншахов.
Земля богатств и сокровищ – Сабаиль – своим именем и славой неразрывно связана с Каспийским морем, этим божественным чудом, хранящим несметные сокровища. Сабаиль, расположенный на Великом шелковом пути, во все исторические периоды привлекал внимание своей экономической, политической и торговой значимостью. Именно здесь пересекались караванные пути, ведущие с Востока на Запад. Как по суше, так и по морю товары, отправляемые из Каспийского региона, доставлялись в Ближний и Средний Восток, Европу, Китай и Индию. Именно в Баиловской бухте, в Сабаиле, в Баку, на побережье Каспия формировались экономические, политические и культурные связи крупных государств. Поэтому Баку за короткий период превратился из города с лужами нефти и мазута, пыльными улицами и переулками в развитый торговый центр и процветающий город.
Изначально Сабаиль состоял из Девичьей башни, дворца Ширваншахов, Двойных крепостных ворот, величественных стен Ичеришехер, исторических зданий и одно-двухэтажных домов. Уже в XIV–XV веках Сабаиль установил активные торговые связи с Туркестаном и Индией. Среди известных караван-сараев Баку были караван-сараи Бухарских и Индийских купцов.
Комплексное развитие Сабаиля, а вместе с ним и всего Баку, совпало с периодом пересечения мировых интересов в Каспийском регионе, в эпоху «черного золота» – нефти, что пришлось на 70-е годы XIX века.
До того, как Баку в 1859 году стал губернским центром, в Сабаиле проживало около семи тысяч человек. От Ичеришехер и Девичьей башни до Раманинской крепости, мечети Биби-Эйбат, Ясамальской долины и Волчих ворот были проложены подземные дороги. Сабаиль, земля огня, привлекал к себе зороастрийцев. Паломники со всего мира, стремясь увидеть самовозгорающийся огонь, приезжали сюда, в землю цивилизаций и культур, в Баку, который они узнавали именно через Сабаиль. Отдыхая в знаменитых караван-сараях Сабаиля и Ичеришехера, они затем отправлялись в Сураханы, Пираллахи и Шубаны, чтобы поклониться священному огню в местных Атешгяхах. В Шубанинском Атешгяхе они слушали обряды Абдал Дервиша.
Черное золото – нефть, горящая вода, огненная жидкость – издавна служили жизненной артерией этого края. Несмотря на богатства и драгоценности, которые сюда стекались, ничто не могло сравниться по значимости с горящей водой. В эпоху Петра I Российская империя строила планы захвата Баку, Каспия и Стамбула, но бакинские полководцы, аристократы и известные личности вставали на защиту своих земель и богатств. Именно в этот период нефтяные магнаты заложили основы национальной буржуазии. Фонтанирующие нефтяные скважины превратили Сабаиль в центр прогресса и развития, в сердце Баку. Так, в краю хазри и гилавара начали появляться изысканные здания, мощеные улицы, тротуары, мосты и живописные сады.
Первых двух архитекторов Баку – Гасым-бека Гаджибабабекова и Мешади Мирзу Гафара – отличало исключительное мастерство. Они спроектировали город таким образом, что даже русские и европейские зодчие не могли скрыть своего восхищения. Учитывая рельеф, топографию и особенности ландшафта, эти великие мастера создали улицы в виде террас, обеспечив тем самым панорамный вид на Каспий.
Слава Баку и Сабаиля – этой земли «черного золота» – за короткий срок разнеслась по всему Кавказу, Российской империи, Европе, Ближнему и Среднему Востоку.
«Для обогащения сюда стекались представители различных профессий и искусств со всего мира. Известные инженеры, архитекторы, ученые, химики, технологи, строители обретали в Баку высокие должности и богатство».
Нефть, которая сначала перевозилась в бурдюках и бочках, затем отправлялась караванами, позже загружалась в поезда и танкеры, начиная с Баиловской бухты, Сабаиля, Каспийского моря и Баку. Нефть, ставшая не только богатством Страны Огня, но и инвестиционным активом для соседних государств, после подписания «Контракта века» в Гюлистанском дворце в 1994 году под руководством великого лидера Гейдара Алиева послужила, как и прежде, стимулом для возрождения Кавказа.
«С нефтью изменился облик провинции, экономика пошла вверх, в короткие сроки была проложена Тифлис-Баку железная дорога длиной 520 км, которая была введена в эксплуатацию в 1883 году. А железная дорога длиной 26 км, соединяющая город с Сабунчинскими и Сураханскими месторождениями, была завершена за полтора года (с конца 1878 по 1880 годы)».
Эти факты, отмеченные в книге нашего незабвенного писателя Манафа Сулейманова «То, что я слышал, видел, читал», в очередной раз доказывают, что развитие не только Баку, но и бакинских поселков, Абшеронского полуострова, всей Страны Огней – Азербайджана, Кавказа, как тогда, так и сейчас, было непосредственно связано с именем, возрождением и развитием Сабаиля.
Начиная с 1870 года в Сабаиле закладывались основы общественных и административных объединений. Здесь были учреждены Губернский и Гостевой суды. В Баку прибывали юристы и адвокаты из таких известных городов, как Петербург, Москва, Тифлис, Киев. Среди именитых адвокатов Шатуновского, Замасловского, Маклекова можно отметить таких выдающихся юристов, как Фатали хан Хойский, Алимердан бек Топчибашев, Зульфугар бек Макинский, Кара бек Карабеков.
В статье газеты «Экинчи» от 1878 года о «Городском постановлении» отмечалось, что в результате развития и прогресса Баку город расширяется, увеличивается число административных учреждений. Создается Бакинская Государственная Палата, при Думе учреждается Городское постановительное управление – Управа. Расширяется число полицейских отделений. Открывается Бакинская фондовая биржа, включавшая в себя одного главного и девять обычных маклеров. Увеличивается число уличных фонарей. В целях предотвращения инфекционных заболеваний в Баку прокладывается канализационная система, охватывавшая и территорию Сабаиля. Фактически в тот период Баку состоял из Сабаиля, а также окружающих деревень и поселков.
Шараф Джалилли