Кто они — забытые воины степей или хранители древних рубежей Азербайджана? Почему их следы уходят от Туркестана до Дербента, а их имя до сих пор вызывает трепет и…?
Племя-легенда, которое пришло с ветрами Туркестана
В истории каждого народа есть страницы, покрытые тайной. Одна из таких — история племени падаров. Их имя то связывают с монгольским военачальником, то трактуют как «храбрые», а то и вовсе — как «пустая земля» (в азербайджанском до сих пор говорят «падар-буджаг» — «бесхозная земля»). Но эти земли пустыми не были, когда туда пришли они.
По одной версии, «падар» — искаженное «Байдар» — имя сына Чагатая. По другой — это значит «воин», «храбрый». Впрочем, среди казахов это слово приобрело мрачную окраску: «Проклят будь твой падар!» — так желают зла врагу… Падары впервые были переселены из Туркестана в Азербайджан (южнее реки Араз) в период правления Эльханидов.
Щит и меч Сефевидов
В XVI веке могущественные Сефевидские шахи переселили воинственное племя падаров в сердце Ширвана, чтобы сдерживать атаки горцев и укреплять власть в регионе. Их поселения, по-тюркски оба, раскинулись от Дербента до Мугани, образуя живую цепь сторожевых застав. Названия этих сел дошли до нас: Падар, Падаргышлаг, Ахтачы, Йекягуршаглы…
Каждое из них, как гвоздь, вбитый в карту истории, отмечающий места, где судьба Азербайджана держалась на крепких плечах степных всадников.
Тайна шатра — мавзолей Шейха Дурсуна
В Агсу, в самом сердце бывших падарских владений, до сих пор стоит мавзолей шейха Дурсуна, предводителя, духовного и военного. Его гробница в точности повторяет форму шатра, в котором жили кочевники. Подобная архитектура — застывшая в камне память о народе, который никогда не забывал, откуда пришел.
Где жили падары в XIX веке?
Времена менялись, но падары оставались. В XIX веке они населяли целые села — Шабран-Падар и Армуд-Падар в Кубинском уезде, Падар-Гюльмали в Гейчае, Гарадаглы-Падар в Агдаме, а также окрестности Шемахи, Нухи (ныне Шеки) и Джебраила.
И наконец,
Падары не были ни князьями, ни шахами, а были защитниками. Их удел — не короны, а оружие и стража границ. Их история, как след в степи: размытая, но не исчезнувшая.
Но стоит лишь заглянуть в старую летопись или встать у мавзолея шейха Дурсуна и перед нами оживает эпос. Эпос о падарском племени – воинах, пришедших с ветром и оставивших в Азербайджане наследие, достойное гордости. Сегодня падары с достоинством хранят свою этническую и культурную идентичность.
Абульфаз Бабазаде