Вторая часть
Махмуд ага Ахмед-Султан оглы родился в 1826 году, за два года до заключения Туркманчайского и Гюлистанского договоров. Те, кто разделял Азербайджан между империями, рассекая его тело на две части — туда и сюда, врезая в его сердце Дербент, Тебриз, Борчалы, Иреван, Зангезур, забывали, что на протяжении всей истории рождались личности, становившиеся символами единства и целостности, берущие на себя миссию спасения. Сын Ахмед-Султан ага — Гаджи Махмуд ага, продолжавший дело своего деда Гаджи Садых ага и отца Гаджи Джавад ага, был именно такой личностью.
Ахмед-Султан ага дал своему сыну превосходное образование. Сначала он учился в медресе при Имамли-мечети, основанном самим отцом, затем в Каза-школе в Шемахе. Этого было недостаточно: он также получил серьезное музыкальное образование. Ахмед-Султан ага привлек для обучения своего сына известных музыкантов — ханенде Абульхасана и авторитетного музыковеда, поэта, ханенде Гаджи Наджаф бея, которые сыграли важную роль в становлении Махмуд ага как музыканта и исполнителя.
Ахмед-Султан ага Гаджи Джавад оглы родился в XIX веке в Шемахе, в семье влиятельного помещика и торговца Гаджи Джавад ага. Он получил образование в моллахане и медресе. По желанию отца женился на Гевхар ханым, дочери Султан бея, происходившего из рода Мустафа хана. Ахмед-Султан ага вошел в историю как один из зятьев Мустафа хана, а также как покровитель духовных ценностей Шемахи. Своих детей он воспитывал в том же духе. Он построил для своего сына, проявившего интерес к музыке и литературе, особняк в районе Пирани-Ширван, в окрестностях квартала Имамлы в Шемахе.
Профессор Сейфеддин Ганиев и Саадат Вейсова в своей книге «Известный меценат Махмуд ага и неизвестный университет мугама» пишут:
“В те годы его сосед, известный архитектор Касым бек (1711–1874), разрабатывал проекты для множества дворцов в Шемахе. Ахмед-Султан ага поделился с ним своей задумкой, и тот создал особый проект трехэтажного дворца. Ахмед бек собрал лучших мастеров Шемахи, отправил людей в каменоломни села Сунду, организовал транспортировку камней на 20–30 повозках и нанял 20 резчиков по камню. Руководить строительными работами он поручил своему соседу Кербалайи Муршуду, который ранее руководил строительством особняков в Имамлы и Сарыторпаге. Ахмед-Султан ага доверил надзор за закупками своему зятю Селим бею. Кербалайи Муршуд обсуждал проект с Касым беком, а затем представил его Ахмед-Султан ага. Проект включал просторные залы для гостей, литературные и музыкальные собрания, музыкальные инструменты, библиотеку и залы для приемов. Ахмед-Султан ага и его сын Махмуд ага обсудили проект и решили расширить главные залы, увеличить количество окон и добавить фонтан при входе.”
Особняк стал центром музыкальной жизни. В его дворе был разбит сад, а внутри проходили знаменитые музыкальные собрания. Однако дворец был разрушен землетрясением 1859 года. Махмуд ага восстановил его, но в 1902 году новое землетрясение снова уничтожило строение, похоронив под своими обломками бесценные рукописи, музыкальные инструменты и произведения искусства. К тому времени ни Ахмед-Султан ага, ни Махмуд ага уже не были в живых.
Во втором этаже дворца находился «Золотой салон», созданный специально для исполнения мугама. Здесь было основано Музыкальное училище Махмуд ага, где проходили состязания певцов и музыкантов. Сюда съезжались исполнители из Дербента, Борчалы, Туркестана, Иревана, Тебриза, Нахичевани, Карабаха и Шемахи. Музыкальное училище, которым Махмуд ага руководил 40 лет, стало стартовой площадкой для таких выдающихся исполнителей, как Джаббар Карьягдыоглу, Садыгджан, Бюльбюльджан, Шахназ Аббас, Мешади Акбер, Мирза Мохаммед Гасан, Ашуг Билял и другие.
Поэт Фирудин бек Шушинский писал:
“Махмуд ага засыпал под звуки «Шуштер» Ашуг Биляла и просыпался под «Османлы»…”
Махмуд ага был не только музыкантом, но и меценатом, покровителем искусства. Его отец Ахмед-Султан ага сыграл важную роль в формировании его взглядов. Сам Ахмед-Султан ага был поэтом и создал в своих караван-сараях и владениях знаменитые библиотеки и читальные залы. Он поддерживал молодых людей, желавших учиться в Неджефе, Куфе и Самарканде.
По инициативе бея Акбар ага в Шемахе было основано литературное общество «Бейтус-Сафа» под руководством поэта Сеида Азим Ширвани. Ахмед-Султан ага предоставил для собраний залы в своем караван-сарае и поддерживал молодых поэтов.
Когда сын Ахмед-Султан ага, Махмуд ага, достиг 24–25 лет, он уже был знаком со многими выдающимися представителями своего времени — Сеидом Азимом Ширвани, Бихудом, Сагери, Кяфилом, Моллой Алиаббасом.
Шемахинское литературное общество «Бейтус-Сафа» под покровительством Ахмед-Султан ага и его сына стало культурным центром. Подобное общество существовало в Шуше под руководством Мирзы Керима Фана, а «Общество ханенде» в Шуше возглавлял Мирмевсюм Невваб.
Когда слава общества «Бейтус-Сафа» и Музыкального училища Махмуд ага достигла Карабаха, она дошла и до последней наследницы Карабахского ханства Хуршидбану Натаван.
В 1874 году Натаван посетила особняк Ахмед-Султан ага, который стал центром искусств и культуры. В честь ее визита Махмуд ага устроил торжества, принес в жертву животных и раздал милостыню. Уходя, Хуршидбану Натаван приняла решение создать подобные литературные и музыкальные общества в Шуше.
Великолепный особняк, ставший центром культуры, был разрушен, но наследие Ахмед-Султан ага и Махмуд ага живет в истории.
Шараф Джалилли