Опубликовано 05/06/2025

Поделитесь

НАША ИСТОРИЯ

Городское управление было основано в Сабаиле 155 лет назад

Сабаиль


Часть шестая

Во все времена у государств, символами свободы которых были флаг и герб, существовали могущественные армии и мощная экономика, а при них действовали крупные посольства. Май 1900 года стал временем нового этапа для сабаильской крепости, для Баку. В эти годы Сенат утвердил герб города. В том же году был заложен фундамент нового здания Бакинского городского самоуправления — ныне здания Исполнительной власти города Баку.

Это здание, которое по своему архитектурному облику, величию и красоте стало одним из символов Баку, Сабаиля и всей страны, создано по проекту архитектора Козловского и считается одним из его шедевров. Над проектом Городская дума работала с полной отдачей, не щадя ни сил, ни средств. Более того, она добилась утверждения проекта у Кавказского наместничества и лично чувствовала покровительство самого Воронцова-Дашкова. Одной из причин, по которой генерал-губернатора тянуло в Баку и, в частности, в Сабаиль, были нефтяные скважины в Баиловской бухте. Он часто бывал в Сабаиле. Причем не только как наместник, но и как один из бакинских нефтепромышленников он без колебаний утвердил проект здания городской управы. По преданиям, здание, строительство которого обошлось в 400 тысяч манат, частично финансировалось и за счет Воронцова-Дашкова, как и другими меценатами Баку.

Если верить знаменитой книге Манафа Сулейманова «Услышанное, увиденное, прочитанное», то для отделки фасада этого здания специально из Италии доставляли красный кирпич, цветной мрамор с цветочно-растительным орнаментом и другие декоративные материалы.

Основанное в 1870 году Городское управление, которое ранее располагалось в двухэтажном доме у «Двойных ворот», в 1904 году переехало в новое величественное здание у Ширванских ворот. В некрологе, посвященном смерти архитектора Козловского (1904), говорилось, что здание городской управы является плодом неиссякаемого вдохновения и яркого таланта великого зодчего. Он также разработал проекты Бакинской мусульманской женской школы и ряда других красивых зданий.

Бакинская городская управа была самой состоятельной среди всех городских управ России. Тогда как мэр Тифлиса, резиденции кавказского наместничества, получал в год 4 тысячи манатов, бакинские миллионеры, щедростью превосходя любые пределы, пригласили на пост главы управы Ряева из Курска с жалованием в 20 тысяч манатов. Для сравнения, министры Российской империи получали тогда лишь 15 тысяч. Пользуясь столь высоким доверием, Ряев, по утверждениям прессы, массово приглашал в Баку своих земляков из Курска и заказывал все городское оборудование исключительно у курских заводов. Это вызывало бурные обсуждения в Думе и становилось темой фельетонов в газетах.

В начале XX века Сабаиль переживал период стремительного прогресса, параллельно с бурным развитием Баку и нефтяной промышленности. В районе действовали более 200 заводов, фабрик и мастерских. На улицах Сабаиля и Баку еще горели нефтяные фонари, но в центральных районах — на улицах Николаевской (ныне Истиглалият), Великокняжеской (ныне Азиз Алиев), Ольгинской (ныне М.Э. Расулзаде), Торговой (ныне Низами), Телефонной (ныне 28 мая), а также на Бульваре — уже сиял электрический свет.

Это была не просто первая электросеть в Сабаиле и Баку — это стало началом всей энергетической системы страны. Свет, зажженный в Сабаиле, с 1930-х годов начал освещать все регионы, включая отдаленные горные села, где лампы Ильича стали символом нового времени.

Сабаиль стал портовым городом Баку

Развитие Сабаиля, как и стремительный рост Баку, было неразрывно связано не только с нефтяной промышленностью, но и с его значением как портового города. Сабаильский порт, известный также как Бакинский порт, охватывал прибрежную территорию Каспийского моря. Побережье порта начиналось на востоке от мыса Зых и тянулось на запад до мыса Шых, охватывая около 24 километров. Вдоль этого отрезка находились десятки пристаней, судостроительных верфей, ремонтных заводов. В центральной части берега, на причалах, грузили на корабли всевозможные товары – мануфактуру, зерно, муку, пшеницу, соль, чай и сахар, изюм, курагу, фрукты и овощи, пиломатериалы, дрова, железо, медь, уголь.

Превращение Сабаиля в портовый город стало не только шагом к формированию Баку как экономико-политического центра страны, но и заложило основу для появления новых структур. Наряду с организацией таможенной службы, формировались системы пассажирских и грузовых перевозок, создавалась транспортная инфраструктура. По имеющимся данным, часть порта, охватывающая мысы Зых и Шых, была специально отведена для таможни и пассажирских причалов. Верфи братьев Дадашовых и компании «Кавказ-Меркури», мастерские по ремонту судов, таможня, ее склады и прибрежные лавки размещались именно в этой части.

На территории нынешней улицы Зарифы Алиевой, за зданием театра Тагиева, компания «Меркури» владела вдоль побережья около двадцати складов дерева и дров. Здесь продавались балки, брусья, доски, оконные и дверные рамы, хранившиеся здесь на протяжении многих лет. Причалы часто носили имена своих владельцев или названия компаний: например, причал Имамвердиева, причал Адамова…

Однако динамика развития Баку как портового города на этом не завершалась. В начале XX века была создана вторая часть порта, начинавшаяся от Черного города и охватывавшая Белый город, тянувшаяся до мысов Солтан и Зых. На этом участке размещалось 43 причала, большинство из которых принадлежали предпринимателям и частным компаниям. С этих причалов в основном отгружались жидкие нефтепродукты – мазут, нефть, бензин, моторные масла. Здесь же находились нефтеперерабатывающие и очистные заводы, резервуары для хранения бензина, сернокислотные, медеплавильные и чугунолитейные заводы, а также судоремонтные верфи. Именно по этой причине вся территория была покрыта копотью, сажей, пронизана черным цветом и густым дымом. Для людей, живущих в этих условиях, Баиловская бухта в Сабаиле являла собой суровое лицо судьбы, тяжелую сторону жизни.

Многие, кто приезжал в город в поисках хлеба – будь то из бакинских сел, Южного Азербайджана, Средней Азии или регионов страны – селились в Черном городе, становившемся тогда частью нашего лексикона, и находили здесь работу.

Согласно другим источникам, третья, восточная часть порта начиналась от мыса Баилово и тянулась до Нафталана и Биби-Эйбата. Здесь находилось одиннадцать причалов, с которых на суда загружались черная нефть, древесина, цемент и мазут. Зимой корабли становились здесь на ремонт. На этих причалах можно было увидеть самые разные типы судов: пароходы, парусники, танкеры, пассажирские суда, баркасы и лодки всех размеров.

Именно в Сабаиле, в Биловской бухте, были основаны первые порты и переправы в Баку и в целом в Азербайджане. Благодаря этому как в царскую эпоху, так и в годы республики и советской власти Каспийское морское пароходство стало одним из источников дохода страны. В годы независимости с подписанием «Контракта века» и реализацией проекта восстановления Великого шелкового пути в этой сфере были достигнуты значительные успехи. Были построены новые терминалы. Осуществлялись масштабные государственные программы в области перевозок, транспорта и судоходства. Начал работу Бакинский грузовой терминал. Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами была основана Морская академия, что стало важной вехой в истории Сабаила.

Бакинский порт, основанный 130 лет назад и играющий важную роль в транспортно-инфраструктурной сети страны, и тогда принимал множество судов. «Развитие судоходства достигло такого уровня, что Каспийское море занимало лидирующие позиции в России по объемам грузоперевозок». Сегодня, наряду с важнейшими нефтегазовыми проектами, такими как Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Карс, TANAP, TAP, Бакинский грузовой терминал соединяет не только Азербайджан, но и весь Великий шелковый путь — от Востока до Запада, от Азии до Европы, от Туркестана до Великой китайской стены.

Сабаиль, Баку и в целом Страна огней – Азербайджан, благодаря «Контракту века», укрепляют свое международное влияние, вносят вклад в развитие экономических, политических и культурных связей, способствуют превращению экономического потенциала в интеллектуальный капитал. Как и в прошлом веке, Сабаиль остается символом нефтяной промышленности, экономического и социального возрождения, комплексного прогресса, и сегодня продолжает эту традицию, внося вклад в развитие Восточного Зангезура, Карабаха и в достижение исторической победы, в комплексное обновление города и страны.

Шараф Джалилли

13 Baxış sayı , 1 views today

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Секрет в японском языке!

Самое новое

КОЛОНКИ

Развитие, благоустройство, прогресс в нашем городе — у всех на виду

ПОВЕСТКА ДНЯ

Сегодня работники Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана отмечают свой профессиональный праздник