Опубликовано 05/20/2025

Поделитесь

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Нариман Нариманов: «Я ни на один день не допущу, чтобы Карабах оставался под пятой армян»

Часть четвертая

Всю свою жизнь Нариман Нариманов посвятил защите и развитию национально-духовных ценностей, освобождению своего народа от невежества. Его деятельность как государственного деятеля также была подчинена этой исторической миссии. Отстаивать интересы нации, бороться за территориальную целостность страны было для него божественным предназначением, отпущенным судьбой. Именно поэтому он воспринимал революционные процессы в Азербайджане иначе, чем остальные большевики: с учетом местной специфики, с особым вниманием к национальному единству.

В общественно-политической и государственной деятельности Нариманова особое место занимали вопросы территориальной целостности Азербайджана, вопросы делимитации и демаркации границ. Исторические факты и официальные документы свидетельствуют, что проблемы, связанные с территориальной целостностью страны, с Зангезуром, Карабахом, Нахчываном и Загаталы, возникли задолго до политической деятельности Нариманова — не только в XX веке, но еще два столетия назад, когда Азербайджан был раздроблен на ханства, а такие аннексионные договоры, как Кюракчайский, Гюлистанский и Туркменчайский, узаконили эту распыленность.

После свержения царской власти в 1917 году, с приходом Советов и актуализацией вопроса автономий на окраинах бывшей империи, с провозглашением государств Азербайджан, Грузия и Армения по решению Кавказского сейма, а также с объявлением Армянской Республики на исторических азербайджанских землях, вопросы Зангезура, Карабаха и Нахчывана стали предметом политических споров. Армянские дашнаки, пользуясь благоприятной ситуацией, двойными стандартами и христианским покровительством, выдвигали территориальные претензии к Азербайджану.

Нарком Нариманов, действуя в условиях крайне жесткой большевистской системы, в обстановке, когда права азербайджанского правительства были практически сведены к минимуму, все же старался защитить территориальную целостность страны — и, несмотря на трудности, добился многого. На момент, когда он возглавлял правительство, многие территории уже фактически находились вне контроля Азербайджана и ожидали только официального закрепления своей утраты.

После Февральской революции 1917 года в царской России органы, отвечающие за делимитацию и демаркацию границ, оказались в руках армянских дашнаков, поддерживаемых армянской диаспорой за рубежом. В условиях смены режима, политической нестабильности, финансовых трудностей и зависимости страны от иностранных эмиссаров, интересы Армении и армянских кругов в Закавказье, особенно в отношении мусульманского и тюркского государства — Азербайджана, начали воплощаться в жизнь. Царская Россия, начавшая еще с XVIII века переселять армян в Азербайджан, особенно на границы с Ираном и Турцией, тем самым внося раскол среди тюркско-мусульманских народов, передала эту линию советской власти в Закавказье.

Документы, хранящиеся в Архиве политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики, а также в архивах Грузии и России, свидетельствуют о том, что Нариман Нариманов вел непримиримую политическую борьбу против территориальных претензий Советской России, делал все возможное для защиты прав и интересов азербайджанского народа и государства, всеми силами стремился сохранить независимость республики. Несмотря на серьезные разногласия с Центром, большинство проблем удалось решить благодаря личному авторитету, воле и смелости Нариманова.

Спустя 30 лет ожидания, в 44-дневной Отечественной войне позиции Азербайджана по Карабаху и Зангезуру, восстановленные при победоносном Верховном Главнокомандующем, Президенте Ильхаме Алиеве, доблестной Азербайджанской армии, профессиональных офицерах и солдатах, воинах-инвалидах и героях-Шехидах, отдавших свои жизни за Родину, — полностью соответствовали позиции Нариман Нариманова. Он противостоял всем угрозам и давлению, шел против таких политических «палачей», как Сталин, и тех, кто лил воду на мельницу армянских дашнаков.

Одним из важнейших шагов Нариманова стало отправление ноты с требованием аннулировать решение «съезда» армян в «Нагорном Карабахе» в 1920 году, что стало одним из ключевых условий сохранения Карабаха в составе Азербайджана. Хранящаяся в Архиве политических документов Президента телеграмма, направленная 10 июля 1920 года Наримановым в ЦК РКП(б) о ситуации в «Нагорном Карабахе», до сих пор привлекает внимание как откровенное разоблачение большевистского предательства:

«Мусульманское население воспримет внезапный возврат Москвы к старым позициям и ее проармянскую политику как неспособность Советской власти защитить границы Азербайджана и как предательство».

Этот исторический документ уносит любого исследователя, знакомящегося с ним, на 105 лет назад — в эпоху, когда любовь к Родине, заблуждение, мужество и достоинство одного лидера стали свидетельством целой эпохи.

Несмотря на то, что Армения, опиравшаяся то на царскую Россию, то на советскую власть, в последующие годы пыталась реализовать свои притязания на «Нагорный Карабах» и во времена Багирова, и Вели Ахундова, это стало возможно лишь тогда, когда Гейдар Алиев, подобно Нариману Нариманову, был назначен на высокий пост в Москве. Как Нариманов пошел против Сталина, так и Гейдар Алиев указал Михаилу Горбачеву его место, подав в отставку и нанес тем самым мощный «османский удар» по системе, которой преданно служил долгие годы.

Армянские дашнаки, искажая историческую правду под лозунгом «великая Армения», вновь попытались поднять вопрос Карабаха, воспользовавшись возможностями советской власти. 12 июня 1921 года правительство Армении приняло декрет о том, что Нагорный Карабах якобы является частью Армянской ССР. Спустя короткое время, не отменяя это постановление, они предложили создать комиссию по спорным территориям, включая Карабах.

В столь напряженный момент 1921 года, можно сказать, что три последовательно принятые решения стали политическим триумфом Наримана Нариманова. Несмотря на давление со стороны Армении, дашнаков и их покровителей в центре, декрет Армении от 19 июня 1921 года о «присоединении Карабаха» не был реализован. 26 июня Совнарком Азербайджана прекратил деятельность армянского представителя в Карабахе Ашхана Мравяна. А 27 июня состоялось заседание Политбюро и Оргбюро ЦК Компартии Азербайджана.

На этом историческом заседании был рассмотрен вопрос о границах между Азербайджаном и Арменией в связи с работой комиссии в Тифлисе. В постановлении отмечалось: «Политбюро и Оргбюро, учитывая неоспоримую экономическую тяготение Нагорного Карабаха к Азербайджану, считают недопустимой постановку вопроса в изложении Бекзадяна. Предложение о разделении территорий по этническому признаку — армян и тюрок — между Арменией и Азербайджаном считается нецелесообразным ни в административном, ни в экономическом плане».

На следующий день, 28 июня, под председательством Наримана Нариманова было созвано новое заседание Совета Народных Комиссаров Азербайджана, на котором был отклонен провокационный манифест Александра Мясникова (на самом деле Мясникяна), объявлявший Карабах частью Армянской ССР. Также был поднят вопрос о немедленном отзыве Ашхана Мравяна, назначенного без согласия Азербайджана.

Исторические источники свидетельствуют, что из-за нарастания конфликта между двумя республиками 4–5 июля 1921 года Пленум Кавказского бюро РКП(б) был вынужден рассмотреть этот вопрос. В обсуждении участвовали Сталин, Орджоникидзе, Киров, Мясников, Филипп Махарадзе, Нариман Нариманов, Амаяк Назаретян, Юрий Фигатнер, Иосиф Орахелашвили и другие.

По предложению Кирова, Карабах должен был быть изъят из состава Азербайджана и передан Армении. Нариманов решительно выступил против и заявил: «Нагорный Карабах — неотъемлемая часть Азербайджана». Именно Киров впервые выдвинул идею передачи Карабаха Армении. На вечернем заседании 4 июля, под давлением группы Киров-Мясников-Орджоникидзе-Фигатнер, было принято несправедливое решение о включении Карабаха в состав Армении.

Когда Нариманов предложил провести референдум среди населения, его противники настаивали на учете мнения только армян. Однако благодаря настояниям Нариманова и поддержке Махарадзе и Назаретяна, бюро пришло к выводу о необходимости вынесения двух решений в ЦК РКП(б), подчеркнув важность Карабаха для Азербайджана. Против были Киров, Орджоникидзе, Мясников и Фигатнер.

В результате Карабах остался в составе Азербайджанской ССР как автономная область с административным центром в городе Шуша. Это было политической победой и моментом триумфа Наримана Нариманова, проявившего величайшее мужество, идя против Сталина и Орджоникидзе. Он заявил: «Я не допущу, чтобы Карабах оказался под армянским игом. Сегодня ночью я либо верну Карабах, либо решу этот вопрос по-другому!»

Этот крик, словно отголосок воли таких героев, как Осман Гази, Амир Тимур, Селим Грозный, Шах Исмаил Хатаи, Сельджуки, Газневиды, Ширваншахи, Атабеги, Сефевиды, Афшары, Каджары и Бабек Хуррами. Нариманов словно повторяет их голосом: «Лучше один день быть свободным, чем сорок лет жить рабом!»

Пройдут почти 70 лет, и великий лидер в Москве вновь воскликнет: «Карабах — неотъемлемая часть Азербайджана!». А Победоносный Верховный Главнокомандующий Ильхам Алиев, провозгласив: «Карабах — это Азербайджан!», не оставит мести до Судного дня. Он поднимет флаг своей нации в Шуше, на мосту Худаферин, на вершине Мурова, в замке Агоглан, в Восточном Зангезуре. Его голос прозвучит: «Если есть Восточный Зангезур, значит, есть и Западный, и Гейча, и Иреван. Мы вернемся на эти земли, где витает дух наших предков!»

И с этим голосом будет восстановлена историческая справедливость, и отомщены Нариман Нариманов, полковник-комиссар Азиз Мамедкерим оглу Алиев, Великий Лидер Гейдар Алиев, который был отстранен с самой высокой должности, недоступной ни одному другому мусульманину в Москве, а также все герои, павшие за Родину. Их месть не будет отложена на Судный день — она уже свершилась!

Шараф Джалилли

Loading

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

В Сумгаитском драмтеатре оживает подвиг Национального Героя

Самое новое

ПОВЕСТКА ДНЯ

Почему очень длинные ногти — вызов человеческому телу?

ОБЩЕСТВО, ПОВЕСТКА ДНЯ

Почему галстук — это культурное заявление