Мать правителя Нахчываном и Хорезмской шахбану
Роль династии Эльдегизов имела особое значение в истории становления государства Атабеков, которое считается важной вехой в истории национального государственничества и духовно-культурных ценностей Азербайджана.
По просьбе жены султана Тогрула II, Мумине-хатун, Шамсэддин Эльдегиз был назначен атабеком, и при его дворе воцарились справедливость и доброжелательность, а наука и культура достигли высокого уровня развития.
Государство Атабеков простиралось от Южного Кавказа до Османской империи и Персидского залива, охватывая плодородные земли Азербайджана, Албании, Ширвана, Джибела, Хамадана, Гилана, Мазендерана, Исфахана и Рея, где в величественных дворцах царила власть династии. После смерти сына султана Тогрула II, Кызыл Арслана, государством Атабеков управлял его брат Шамсэддин Эльдегиз через своего атабека Мухаммеда Джахан Пехлевана.
Историки и летописцы дают подробные сведения о данном периоде национального государственничества, однако больше внимания уделяют военным и административным аспектам Атабеков, их тактике ведения сражений. Многие исследователи недостаточно изучили жен, которые оказывали поддержку своим мужьям во дворцовых советах и тяжелых боях, упоминая их имена лишь вскользь. Среди таких женщин, чья деятельность, любовь к нации и родине, героизм заслуживают всяческого уважения, была и Захиде-хатун. Она являлась воплощением всей утонченности дворцовой культуры, которая прославляла государство Атабеков и династию Эльдегизов.
Захиде-хатун пленяла двор своим изяществом: драгоценными камнями, жемчугом, шелковыми нарядами, золотыми украшениями, улыбкой, взглядом, глазами, поразительно напоминающими полумесяц, выразительными бровями, поэтическими выражениями.
В 1186 году, после смерти супруга Джахан Пехлевана, Захиде-хатун взяла на себя руководство государством Атабеков в Тебризском дворце. Её дочь, султанша Джелалия, также оставила неизгладимый след в истории благодаря красоте, железной воле, мудрости и гордости. Захиде-хатун выдала любимую дочь Джелалию за хорезмшаха Джелаледдина. Она усовершенствовала методы управления своего покойного мужа Джахан Пехлевана, положила конец конфликтам между народом и различными племенами, контролировала сбор налогов и пополнила опустевшую казну Атабеков.
Захиде-хатун поддерживала художников и мыслителей, закладывала основы мастерских и ремесленных центров, восстанавливала разрушенные из-за военных действий объекты. В Тебризе и окрестностях ей удалось возродить искусство и культуру. Развитие ремесел, плотницкого дела, гончарного искусства, скотоводства, садоводства и огородничества способствовало общему экономическому и социальному прогрессу.
Источники упоминают, что сама Захиде-хатун занималась тонкой вышивкой и ткала ковры из шелковых нитей. Архивные записи выдающегося филолога, тюрколога и востоковеда Эзизэ Джафарзаде содержат её стихи, что свидетельствует о том, что Захиде-хатун была не только могущественным правителем, но и тонкой, чувствительной поэтессой:
«Сердце своё я отдала Султану,
Свою душу – хозяйке моей страсти,
Пройдя сад любви,
Я полюбила и выпила чашу страсти.»
Жизнь Захиде-хатун, носящей титул «рассудительной дамы двора Атабеков», была нелегка и полна испытаний.
Захиде-хатун пришла в крепость Алинджэ, чтобы спасти казну Атабеков
Долгое время, находясь во дворце Джахан Пехлевана в Нахичевани, Захиде-хатун своим умом и мудростью служила примером для придворных и воинов в битвах. После смерти мужа она вместе с дочерью Джелалией прибыла в крепость Алинджэ, чтобы защитить казну, оставшуюся от Эльдегизов. Все доходы и налоги собирались в этой казне, которая охранялась особым отрядом Атабеков.
После убийства Кызыл Арслана (в 1191 году) секретное местоположение казны было таинственным образом передано сыну Джахан Пехлевана от Кятибэ-хатун – Абу Бакру, что привело к трагическим событиям: Абу Бакр осадил Алинджэ и захватил казну. Не растерявшись, Захиде-хатун, опираясь на мудрость, терпение и военную тактику, унаследованные от Джахан Шаха, переехала в Тебриз.
Освободила Тебриз, считавшийся неприступной крепостью
Захиде-хатун принимала особые меры для развития Тебриза, издавала указы и принимала решения. Она возглавила армию против войск грузинского царя, осаждавшего город. Чтобы спасти население от резни и город от разграбления, она заплатила огромный выкуп и сняла осаду. Благодаря дальновидной политике Захиде-хатун создала образ истинного правителя и военачальника.
Тебриз, считавшийся «непристъпной крепостью», был освобожден, и этот поступок стал уроком для правителей своего времени, претендующих на чужие земли.
Захиде-хатун вошла в историю национального государственничества как символ доброты, благородства и красоты. Она осталась в памяти потомков не только как мудрая и гордая женщина-воин, но и как могущественная Мумине-хатун, жена справедливого и доброжелательного Шамсэддина Эльдегиза, мать Джелалии – правительницы Нахичевани и шахбанузы Хорезма, бабушка Сюлафэ-хатун, владелицы крепости Руйн-Деж в Хорасане, и как главная жена Джахан Пехлевана.
Шараф Джaлилли