Опубликовано 11/20/2025

Поделитесь

ИСТОРИЯ

Трагедия в Гаракенде, месть за которой не была отложена до Судного дня

Qarakənd, Qarakənd Faciəsi

Трагедия близ села Гаракенд была не просто уничтожением одного вертолёта, а жестоким террористическим актом, направленным против нашей национальной государственности.

После 28 апреля 1920 года, Страна Огней — Азербайджан, земля суфиев, хуруфитов, халветитов, кадиритов – дважды испытал на себе трагическую символику числа 20, словно нависшего над его судьбой. Большевистская Россия, не пожелавшая признать его национальное возрождение и Вечный Суверенитет, столкнула его лицом к лицу с ужасами 20 Января и трагедией, произошедшей в гаракендском небе. После Ходжалинской трагедии Гаракенд стал в нашей истории государственности печальной поэмой, подточившей опорные столбы государства.

34 года назад, в 1991 году, вблизи села Гаракенд Ходжавендского района произошла страшная трагедия, которая в одно мгновение уничтожила мыслящий мозг нации, стратегический центр тяжести государства.

В тот день военный вертолёт «Ми-8 N72», поднявшаяся в небо над селом Мерзили Агдамского района, превратилась в символ смертельного приговора. На её борту находились государственные деятели, оставившие заметный след в политической истории Азербайджана, дипломаты, руководители органов юстиции и безопасности, известные журналисты, а также наблюдатели из России и Казахстана. Вертолёт в одно мгновение был превращён в пепел. Ловушка, расставленная армянскими дашнаками и их покровителями, вынесенный ими смертный приговор стали орудием устрашения для нации и государства, подписавших Акт о Независимости.
В первые минуты после события общественности была преподнесена ложная информация, будто бы вертолёт «попал в туман и разбился о скалу». 20 ноября действительно туман застилал небо Карабаха, но это был не природный туман, а политическая мгла, созданная армянским коварством, администрацией Горбачёва и местными сепаратистами.

К тому моменту уже почти три года, как территориальные претензии Армении и двуличная игра Москвы набросили невидимую завесу на весь регион. Накануне трагедии – точнее, 18 ноября 1991 года – личный помощник Михаила Горбачёва позвонил из Кремля в Баку и обратился к руководству республики с просьбой провести очередное заседание Совета Безопасности именно в Нагорном Карабахе. Основной мотив заключался в том, что в заседании предполагалось участие подконтрольных Москве самозваных армянских «лидеров», претендовавших на эту территорию, и представителей союзного центра.

После телефонного разговора в Баку был составлен список лиц, которым предстояло участвовать в заседании. Официальная Москва настойчиво добивалась включения в этот список наиболее авторитетных фигур в Азербайджане, в том числе государственного секретаря Тофика Исмаилова и генерального прокурора Исмета Гаибова. Хотя было принято решение о том, что делегацию возглавит Виктор Поляни́чко, «список смерти» в ночь накануне трагедии был незаметно обновлён. Имена Виктора Поляни́чко и ряда представителей силовых структур из перечня исключили. Новый список был утверждён президентом Айазом Муталибовым.

Суть же заключалась в том, что вертолёт с известными государственными деятелями и представителями интеллигенции должен был сопровождаться военными вертолётами в целях охраны, однако этого сделано не было.

По факту трагедии Военной гарнизонной прокуратурой Азербайджана было возбуждено уголовное дело

20 ноября 1991 года в воздушном пространстве над селом Гаракенд близ Агдама армяне сбили военный вертолёт «Ми-8». В результате погибли 22 авторитетных лица и государственных деятеля.

Среди них были видные представители государственной и исполнительной власти Азербайджана, а также наблюдатели из России и Казахстана: государственный секретарь Тофик Исмаилов, генеральный прокурор Исмет Гаибов, государственный советник Мехти Асадов, заместитель премьер-министра Зульфи Гаджиев, депутаты Ваагиф Джафаров и Вели Мамедов, начальник отдела Администрации Президента Осман Мирзаев, заместитель министра Курбан Намазалиев, прокурор НКАО Игорь Плавский, начальник Управления внутренних дел НКАО Владимир Ковалёв, начальник отдела национальной безопасности по Нагорному Карабаху Сергей Иванов, комендант района чрезвычайного положения Николай Жинкин, заместитель министра внутренних дел Казахстана Санлал Сериков, генерал-майор милиции Михаил Лукашов, подполковник Олег Кочерёв, помощник государственного секретаря Рафик Мамедов, тележурналист Алый Мустафаев, осветитель Азербайджанского телевидения Ариф Гусейнзаде, видеооператор Фахреддин Шахбазов, командир экипажа вертолёта Вячеслав Котов, члены экипажа Геннадий Домов и Дмитрий Яровенко.

Если поначалу официально выдвигалась версия о том, что вертолёт «попал в туман и разбился о скалу», то спустя несколько дней факт его поражения ракетой был подтверждён.

Этот террористический акт вновь обнажил истинно террористическую сущность армянских сепаратистов

Несмотря на то, что с момента трагедии прошло 34 года, целый ряд тёмных обстоятельств до сих пор не получил ясного и окончательного объяснения. До сих пор остаются без ответа вопросы: почему столь большое количество высокопоставленных государственных лиц одновременно оказалось на борту одного вертолёта? Почему в зоне боевых действий этот борт не сопровождался военными вертолётами? Откуда армяне столь точно знали маршрут полёта?

Заметим, что подобной информацией в тот период обладало лишь командование советских вооружённых сил, дислоцированных в Карабахе. Не установлен до конца и источник ракеты, поразившей вертолёт. В то время в Карабахе чаще всего применялись зенитные ракетные комплексы и ракеты типа «Алазан», предназначенные для поражения воздушных целей; тепловые ракеты практически не использовались. Не менее загадочной является и «порча» ленты в бортовом самописце (чёрном ящике), который, как правило, сохраняет целостность и остаётся невредимым даже в условиях авиакатастрофы.

Этим террористическим актом армянские сепаратисты в очередной раз продемонстрировали свою истинно террористическую сущность. По факту трагедии в 1991 году Военной гарнизонной прокуратурой Азербайджана было возбуждено уголовное дело. Ведение следствия было поручено Прокуратуре Республики. В связи с тем, что территория, где был совершен теракт, долгие годы находилась под оккупацией, производство по делу было приостановлено. Однако рано или поздно к незавершённому расследованию неизбежно вернутся. С историческим врагом будет предъявлен счёт. Как уже было предъявлено спустя 30 лет оккупации и ожидания армянским дашнакам и их покровителям.

24-часовая локальная антитеррористическая операция нарушила тишину в небе Гаракенда

Гаракендская трагедия 20 ноября 1991 года была не просто уничтожением одного вертолёта. Это был беспощадный террористический акт, направленный против политической воли Азербайджана, его национальной памяти и государственности. Тогда заведённые уголовные дела были приостановлены из-за оккупации, но история не забыла и не утратила следа справедливости. Колесо времени повернулось, годы прошли, и свет истины прорезал темноту.

В сентябре 2023 года, всего за 24 часа локальной антитеррористической операции, тишина в небе Карабаха была нарушена: незаконные вооружённые формирования были разоружены, их военная инфраструктура уничтожена. Суверенитет Азербайджана был полностью восстановлен на всей его территории, враг поднял белый флаг и капитулировал.

И, наконец, после 44-дневной Отечественной войны, справедливой борьбы за правду, Гаракенд был освобождён. 15 октября Президент, Верховный Главнокомандующий, победоносный главнокомандующий Ильхам Алиев водрузил Государственный Флаг Азербайджана в Ходжавендском районе. Воздвигнутый флаг символизировал не только освобождение родной земли от оккупации – это было и духовное успокоение душ государственных деятелей, павших в Гаракенде.

Сегодня над небом Карабаха больше нет чёрных туч. Над ним раскинулся полумесяцем и звёздами трёхцветный флаг Азербайджана. Флаги, реющие над Ходжавендом, Шушой, Ханкенди, являются торжеством победы, возвращения и нового рождения. Месть за Гаракенд свершилась, его возмездие не было отложено до Судного дня.

Гаракенд: трагедия, которую не позволили забыть

Несмотря на 30-летнюю оккупацию и ожидание, Гаракендская трагедия не была забыта и не была предана забвению. Своим лозунгом «Карабах – это Азербайджан!», мощной армией, выдвинутой против врага, Президент, Верховный Главнокомандующий Ильхам Алиев доказал, что даже если страну, Страна Огней — Азербайджан, исторически разделённую между империями, принуждённую быть «соседствующей самой с собой» и расчленённую на Борчалы, Иреван, Дербенд, Тебриз, – можно временно загнать под гнёт «Гюлистанского» и «Туркменчайского» договоров, 28 апреля, 20 Января, 26 Февраля, 20 Ноября, можно попытаться связать её Гаракендской трагедией, авиакатастрофами в Карахейбате и Актау, но сломить её волю, уничтожить её стремление к свободе, вычеркнуть её с политической карты мира невозможно.

Потому что её Независимость – постоянна, вечна и необратима.

Шараф Джалилли

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Yazıçı-publisist

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как передает Baki-baku.az со ссылкой на AZAL, соглашение было подписано президентом ЗАО Azerbaijan Airlines Самиром Рзаевым и президентом

Самое новое

ПОВЕСТКА ДНЯ

Как пишет Baki-baku.az, одна из самых светлых и удивительных таких историй принадлежит двум великим мастерам

ПОВЕСТКА ДНЯ

В Баку меняют организацию движения на пересечении улиц Рашида Исмайылова и Яхья Гусейнова в Бинагадинском
Facebook
X (Twitter)
LinkedIn
Email

Пришлите нам статью

Məqalənizi göndərin