Часть II
Борьба за свободу и независимость Азербайджана становится главной задачей правительства
В новое правительство, состоявшее из представителей различных партий, вошли: Мамедгасан Гаджинский — министр иностранных дел и временно министр государственного контроля, Насиб-бек Усуббеков — министр народного просвещения и вероисповеданий, Бехбуд-хан Джаваншир — министр внутренних дел, Худадат-бек Рафибеков — министр здравоохранения и социального обеспечения, Худадат-бек Малик-Асланов — министр путей сообщения, а также почт и телеграфа, Ага Ашуров — министр торговли и промышленности, Абдулали-бек Эмирджанов — министр финансов, Алимардан-бек Топчибашев, Муса-бек Рафиев и Халил-бек Хасмамедов — министры без портфеля. Главой кабинета и одновременно министром юстиции стал Фатали-хан Хойский.
Выступая с программным заявлением нового правительства, Хойский подчеркнул, что, как и прежнее, оно будет рассматривать борьбу за свободу и независимость Азербайджана как свою первостепенную задачу.
Национальный совет передаёт власть Фатали-хану Хойскому
В одном из самых тяжёлых периодов в истории молодой республики, когда решалась её судьба, Национальный совет Азербайджана на заседании 17 июня 1918 года принял два важнейших постановления: о самороспуске и о передаче всей законодательной и исполнительной власти Временному правительству во главе с Фатали-ханом Хойским.
В первом документе отмечалось, что, принимая во внимание крайне тяжёлое положение страны во внутренней и внешней политике, Национальный совет передаёт всю полноту власти правительству Хойского, поручая ему не уступать своих полномочий никому, кроме будущего Учредительного собрания.
Во втором постановлении уточнялись права и обязанности правительства: оно не имело права отменять независимость Азербайджана и политические свободы, изменять законы, имеющие революционное значение, в частности аграрные; в остальных вопросах правительство наделялось всей полнотой власти. При этом оно обязалось созвать Учредительное собрание не позднее шести месяцев.
Таким образом, в исключительно тяжёлых условиях, когда молодая республика делала свои первые шаги, на плечи Фатали-хана Хойского легла вся тяжесть законодательной и исполнительной ответственности.
Ни бронемашины, ни техника не могли остановить естественный ход истории
Второе правительство Хойского начало деятельность в Гяндже в крайне сложный и опасный период. Прежде всего оно занялось организацией государственного аппарата, формированием министерств и ведомств.
Первым официальным шагом стало объявление 19 июня военного положения по всей территории Азербайджана. Одновременно началось создание национальной армии, призванной защитить независимость страны. На основе «Азербайджанского отдельного корпуса», сформированного ещё до провозглашения республики генералами Ильяс-беком Шыхлинским и Самедом-беком Мехмандаровым, были заложены основы Министерства обороны. Первым военным министром стал Хосров-бек Султанов.
По их инициативе 11 августа был принят закон о всеобщей воинской повинности, по которому в армию призывались все граждане, достигшие 19 лет.
27 июня правительство, впервые за 500 лет после Сефевидов, провозгласило азербайджанский тюркский язык государственным. 15 июля была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для расследования актов геноцида, совершённых дашнакскими формированиями против азербайджанского населения. 30 августа были возвращены исторические названия городам: Елизаветполь вновь стал Гянджой, а Карягин — Джебраилом.
До переезда столицы в Баку правительство Хойского не только выполняло все свои функции, но и сформировало прочные основы государственной системы.
«Мой дом — дар Азербайджану, Азербайджанской Республике»
15 сентября 1918 года Баку был освобождён от дашнакско-меньшевистских сил и английских интервентов войсками Кавказской исламской армии, состоявшей из турецких и азербайджанских подразделений. В следующий день в мечети Тезепир состоялась благодарственная молитва, перед зданием Исмаилия прошёл парад Победы, а в особняке Гаджи Зейналабдина Тагиева — торжественный приём.
17 сентября правительство Азербайджанской Демократической Республики переехало в Баку. Благодаря поддержке бакинских меценатов, особенно Гаджи Зейналабдина Тагиева и Сеида Мирбабаева, правительство разместилось в особняке последнего (ныне здание SOCAR).
Согласно преданию, на приёме в честь победы Сеид Мирбабаев передал ключи и документы на своё имение Фатали-хану Хойскому со словами:
«Я дарю свой дом, своё имущество Азербайджану — Азербайджанской Республике. Теперь могу умереть без сожаления».
Правительство, основанное на правах, свободе и независимости нации
После переезда в Баку Фатали-хан Хойский сформировал третий кабинет министров. В него вошли: Халил-бек Хасмамедов (внутренние дела), Иван Протасов (финансы), Худадат-бек Малик-Асланов (пути сообщения), Теймур-бек Мекинский (юстиция), Насиб-бек Усуббеков (просвещение и вероисповедания), Аслан-бек Сефикюрдский (почта, телеграф и труд), Самед-бек Мехмандаров (военные дела), Рустам-хан Хойский (социальное обеспечение), Евсей Гиндес (здравоохранение), Мирза Асадуллаев (торговля и промышленность), Мамедгасан Гаджинский (госнадзор), Константин Лизгар (продовольствие), Хосров-бек Султанов (земледелие и госимущество).
Хойский, оставаясь премьер-министром и министром иностранных дел, создал комиссию по созыву парламента — Меджлиси-Мебусан, после чего передал контроль за деятельностью правительственных органов восстановленному Национальному совету.
9 ноября 1919 года по его докладу Национальный совет утвердил государственный флаг Азербайджана — трёхцветный с полумесяцем и звездой, отражавший идеалы Али-бека Гусейнзаде: «тюркизация, исламизация, европеизация».
19 ноября был принят закон о создании парламента. Первое заседание Меджлиси-Мебусан открылось 7 декабря 1918 года. Хойский представил подробный отчёт о деятельности правительства в сложнейших условиях, подчеркнув, что кабинет был основан на принципах «Прав, Независимости и Свободы Нации».
Завершая выступление, он попросил принять его отставку. Парламент удовлетворил просьбу, но вновь поручил Хойскому сформировать правительство. 26 декабря он представил обновлённый состав и программу, которые были одобрены большинством.
«Правительство сделало всё возможное за столь короткое время»
Несмотря на доверие парламента, оппозиционные фракции — «Иттихад», «Ахрар» и социалисты — начали резко критиковать кабинет за «бездействие». Тогда председатель Национального совета, архитектор Республики Мехмед Эмин Расулзаде встал на защиту Хойского, заявив:
«Правительство за столь короткое время сделало всё, что было возможно».
Тем не менее, из-за усиливающегося давления оппозиции 25 февраля 1919 года Хойский вновь подал в отставку. Парламент принял её, но попросил кабинет продолжить работу до формирования нового правительства. Хойский оставался на посту до 14 марта, когда Насиб-бек Усуббеков возглавил пятый кабинет.
Вынужденная отставка опытного государственного деятеля предопределила судьбу республики. Даже после ухода с поста он оставался активным депутатом, участвовал в решении важнейших экономических и политических вопросов, возглавлял азербайджанскую делегацию по урегулированию территориальных споров с Арменией.
В декабре 1919 года, войдя в состав правительства Усуббекова в качестве министра иностранных дел, Хойский направил наркому иностранных дел РСФСР Георгию Чичерину несколько нот с требованием признания Азербайджанской Демократической Республики. Ответа не последовало.
Наоборот, Чичерин попытался втянуть Баку в союз с Советской Россией против белогвардейских войск Деникина, но Хойский ответил, что это внутреннее дело России и не соответствует международному праву.
«Я стоял во главе правительства, когда была провозглашена независимость»
Посвятив всю жизнь борьбе за национальное самосознание и освобождение от невежества, Фатали-хан Хойский как первый глава правительства подписал телеграмму о провозглашении независимости Азербайджана, адресованную мировым державам.
Уже в должности министра иностранных дел пятого кабинета он сообщил парламенту, что Парижская мирная конференция признала Азербайджан де-факто.
На торжественном заседании 14 января 1920 года Хойский произнёс слова, ставшие символом эпохи:
«Это великий праздник не только для нас, но и для всего тюркского мира. Чтобы дойти до этого дня, другие народы трудились десятилетиями, а мы достигли его за полтора года. Народ, сумевший так быстро обрести независимость, сумеет её сохранить. Я счастлив, что был главой правительства, когда была провозглашена наша независимость, и теперь имею честь сообщить вам о её признании».
Однако радость его была недолгой. В апреле 1920 года 11-я Красная армия, разгромив силы Деникина, подошла к северным границам Азербайджана. 15 апреля Хойский направил в Москву ноту протеста, но ответа не последовало. 27 апреля, нарушив международное право, большевистские войска вторглись в страну. Сопротивление оказалось бессильным, и существование Азербайджанской Демократической Республики было прекращено.
Многие строители независимости — Фирудин-бек Кочарли, Худадат-бек Рафибеков — были расстреляны. Али-бек Гусейнзаде, Ахмед-бек Агаоглу, Алимардан-бек Топчибашев, Джейхун-бек Гаджибейли, Мехмед Эмин Расулзаде — ушли в эмиграцию, неся с собой идею свободного Азербайджана.
Фатали-хану Хойскому, Насиб-беку Усуббекову и Гасану-беку Агаеву не суждено было покинуть родину. Эмигрировав в Тифлис, Хойский был убит 19 июня членами дашнакской партии — боевиками организации «Немесис» Арамом Ерканяном и Мисаком Торлакяном.
Шараф Джалилли