Великий завоеватель Амир Тимур, вступив в Исфахан, подобно тому, как это было в Ширваншахском государстве, не пожелал поднять меч против «братьев по крови». Он был последователем рода Ахли-бейт (члены семьи пророка Мухаммада(мир ему)). Тимуру очень дороги были города Исфахан, Мешхед и Кум. Ведь именно в этих городах находились святыни двух представителей Ахли-Бейта: имама Резы и его сестры ханым Масумы. Один из был похоронен в городе Кум, другой в Мешхеде. Именно поэтому Тимур направил горожанам послание: в случае принесения присяги их жизни будут сохранены.
Однако исфаханцы нарушили обещание: поверив, что Тимур удалился в поход, оставив в городе лишь часть войска, они напали на его воинов. Узнав об этом, завоеватель немедленно возвратился и, войдя в Исфахан, произнёс исторический приказ:
«Кто не представит на городской площади два черепа и не запишет своего имени, того самого лишу головы».
Каждый воин, чтобы спасти себя от гнева повелителя, возвращался с двумя черепами. Таким образом было возведено двадцать восемь пирамид, каждая из которых насчитывала около двух тысяч человеческих голов. Не утолив гнева, Тимур велел замуровать часть черепов в стены городской крепости. Так он наказал исфаханцев за предательство и нарушение клятвы.
Исторические свидетельства утверждают, что ярость Тимура имела и другую причину: ему донесли, будто в Исфахане распространились нравы, противные исламу и напоминавшие деяния, описанные во времена пророка Лута. Поэтому он повелел истребить мужчин, которые утратили мужественность, а их головы велел использовать для устрашения и назидания другим.
Сегодня многие парламенты Европы утверждают законы, несовместимые с исламскими ценностями, и имя «Топал Тимура» (Прим. ред. – «хромой Тимур» – Ранение правой ноги стрелой сделало его хромым), которого они осмеливаются ставить в один ряд с Александром Македонским и Наполеоном, заставляет их содрогаться. Если бы сам мировой Завоеватель вновь явился, быть может, их собственные головы украсили бы новые башни!
Могущество меча и власть государя
Амир Тимур выступал как покровитель тюркских и исламских земель. Тем, кто восставал против своей веры и своего народа, он показывал «могущество меча» и «силу владыки». Тем, кто унижал его народ и религию, он преподносил суровые исторические уроки. Один из таких уроков был преподан на территории, которая ныне именуется Ираном, а в прошлом являлась исторической частью Азербайджана. В Исфахане, воздвигнув пирамиду из черепов, Тимур подошёл к могиле автора «Шахнаме» Фирдоуси, опёрся подбородком на острие меча и воскликнул: “Вставай же, вставай! Вставай и взгляни теперь на Тюрка, которого ты бранил в каждой своей строчке!”.
Ведь Фирдоуси в «Шахнаме» принижал Туран перед Ираном и несправедливо изображал Алп Эр Тонгу. Так Тимур предъявлял меч как отчёт перед пером. Он никогда не поднимал клинка напрасно, не лишал жизни безвинных и не подписывал законов, которые вели бы народ и государство к упадку.
Величие мирового завоевателя Амира Тимура вновь ожило в судьбоносные дни Востока и Турана, когда в ходе 44-дневной Отечественной войны его дух и воля проявились в образе Верховного Главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева.
Шараф Джалилли