Государственный деятель, положивший конец братоубийственной вражде Яссычеменским договором (Ясский мирный договор)
Государство Аккоюнлу, составляющее яркий этап в истории нашей национальной государственности, в XV веке было широко известно не только среди соседних держав, но и в далёкой Европе — благодаря своему социально-экономическому подъёму, обширным территориям, внутренней и внешней политике, занимаемому геополитическому положению, а также мудрым и величественным правителям. Причины этой известности, с одной стороны, заключались в его расположении вдоль Великого шёлкового пути, в точке пересечения Востока и Запада, а с другой — в придворной культуре Аккоюнлу, основанной на диалоге цивилизаций, к которому человечество стремится сегодня во имя собственного спасения, а также во внутренней и внешней политике, способствовавшей единству Запада и Востока. В дворцах государства Аккоюнлу, превратившегося в точку пересечения восточных и западных ценностей, особое уважение проявлялось к религиозной терпимости, к выходцам из иных народов и к невестам иноземного происхождения.
Правители Аккоюнлу, отличавшиеся законами и фирманами, сформированными на основе религиозно-этнических особенностей Востока и тюркского мира, во имя благополучной жизни народа и неприкосновенности территорий предпочитали прибегать к диалогу, заключать мирные соглашения, тем самым гарантируя безопасность и другим тюркским государствам. Величайшая историческая заслуга государства Аккоюнлу, ставшего пространством примирения между мусульманским и христианским мирами, между Востоком и Западом, заключается именно в этом. Правители государства Аккоюнлу, стремившиеся прежде всего к общечеловеческим ценностям и цивилизованному обществу, — и Туралы-бей, и его сын Узун Хасан — в осуществлении этой высокой миссии опирались на дипломатию Сары Хатун.

Европейские короли считали её дальновидным политиком, мудрым и гордым государственным деятелем
В XV веке, будучи единственной женщиной-дипломатом на Востоке, Сара Хатун воспринималась европейскими королями как дальновидный политик, мудрый и гордый государственный деятель. Супруга Туралы-бея и мать сына, вошедшего в историю под именем Узун Хасана — правителя государства Аккоюнлу, — она своим умом, изяществом, женской и материнской возвышенностью украшала двор Аккоюнлу, а своей мудростью поражала Запад, Европу, а также дворы Венеции и Османской империи. Даже Папа Римский Сикст II не колеблясь признавал в Саре Хатун «мудрого и гордого политика, искусного дипломата».
В международной политике Сара Хатун отдавала предпочтение взаимопониманию и мирным договорам, при этом в каждом своем политическом шаге последовательно защищала интересы государства Аккоюнлу и обеспечивала сохранение его территориальной целостности. Обладая высоким гуманизмом, чувством благотворительности и благородства, она умела уважать национальные интересы других народов и неизменно опиралась на принципы справедливой политики во имя человека и человечества.
Садясь за один стол с военно-политическими противниками и вступая в диалог, Сара Хатун как посол придавала первостепенное значение государственным интересам и религиозной терпимости, добиваясь этого своим разумом, волей, женским сердцем и материнской сущностью. Ни из одной международной миссии или дипломатической встречи она не возвращалась безрезультатно. Короли и правители, принимавшие её, после двусторонних и многосторонних переговоров выражали ей глубокое уважение как заботливой матери, могущественной женщине и авторитетному дипломату.
Сара Хатун воплотила в себе и в своей деятельности, в служении государству и любви к Отчизне духовное наследие таких выдающихся и мудрых женщин нашей национальной дипломатической истории, как Томирис, Нушабе, Момине хатун, Захиде хатун, Мехриджан хатун, Тюркан хатун, — тех, кто в разные эпохи являлся светлым украшением наших дворцов, а также дух доблестных, героических и мужественных полководцев. Основы своего величайшего политического успеха она заложила в 1453 году, когда её сын — правитель Аккоюнлу Узун Хасан — взошёл на престол. После смерти правителя Аккоюнлу Туралы-бея Сара Хатун положила конец междоусобной борьбе за власть между принцами, внутренним войнам и дворцовым распрям. Своей мудростью она сумела убедить и придворную знать в необходимости доверить власть Узун Хасану.
Благодаря авторитету, мудрости и дальновидной политике Сары Хатун правитель Аккоюнлу Узун Хасан превратился в одного из выдающихся государственных деятелей XV века, знаменитого полководца и могущественного дипломата и на протяжении двадцати пяти лет (1453–1478) сумел преобразовать государство Аккоюнлу, ранее воспринимавшееся как небольшое, в одну из могущественных империй своего времени.
Венецианские кардиналы, стремившиеся втянуть государство Аккоюнлу и Османскую империю в военное противостояние, поручили своему послу Джоссафату (Слосафату) Барбаро задачу «выразить почтение Саре Хатун и, пользуясь этим, призвать её к войне с Турцией».
За мудрыми и величественными национальными традициями государственности и политической культуры огузского мира — Аккоюнлу, являвшегося источником гордости для каждого азербайджанца и восходящего к «Огузнаме» и эпосу «Китаби Деде Горгуд», — стояла и дипломатия Сары Хатун.
Западные и европейские короли, венецианские правители, Папа Римский и османские султаны, направляя своих послов и представителей ко двору Аккоюнлу, настоятельно рекомендовали им встречаться именно с Сарой Хатун, вести переговоры непосредственно с ней и считаться с её позицией.
С целью дестабилизации тюркского мира и вовлечения двух тюркских государств — Аккоюнлу и Османской империи — в войну венецианские кардиналы в 1473 году, отправляя посла Джоссафата Барбаро ко двору Узун Хасана, правителя Аккоюнлу, дали ему поручение «посредством проявления особого уважения к Саре Хатун склонить её к войне с Турцией». Однако Сара Хатун, не видя этих интриг напрямую, но ясно понимая, какие силы и замыслы стоят за скрываемой от тюркского мира политикой, в ходе переговоров с османским султаном Мехмедом Завоевателем (Фатихом) на встрече в Яссычамене в 1461 году сумела добиться заключения мирного договора. Тем самым она своей мудростью преподала урок Папе Римскому и западным государствам, грузинским князьям, малоазиатским правителям и европейским королям, которые вынашивали тайные планы против Османского султаната и государства Аккоюнлу и стремились установить контроль над Азербайджаном. Сара Хатун пресекла планы тех сил, которые стремились противопоставить Узун Хасана и султана Мехмеда — двух тюркских правителей — и нанести им скрытый удар, и благодаря достигнутому миру уберегла оба тюркских государства от кровопролития и междоусобного противостояния.

Заранее обеспечив овладение Трапезундом посредством тонкого дипломатического манёвра, Сара Хатун, добившись союзнических и родственных связей, обеспечила государству Аккоюнлу выход к Чёрному морю. Участвуя в переговорах между султаном Мехмедом Фатихом и европейцами, она своим присутствием поддержала османские войска и своевременно воспрепятствовала их наступлению на Трапезунд, добившись гарантий безопасности для трапезундского императора и его семьи.
В ходе переговоров эти две мудрые личности — султан Мехмед Фатих и Сара Хатун, обращавшиеся друг к другу словами «мать» и «сын», — пришли к признанию того, что единственным реальным политическим решением для противостояния европейцам, выступившим в новый крестовый поход, является заключение мирного соглашения и отказ от братоубийственной войны. Сара Хатун сообщила султану, что земли Трапезунда принадлежат супруге и невестке Узун Хасана — Деспине хатун, и обратилась с просьбой признать за ней наследственные права на эти территории и на трапезундскую казну. В результате трапезундская казна была разделена между османским султаном и правителем Аккоюнлу.
Когда сегодня вспоминается имя Сары Хатун — уроженки Тебриза, азербайджанской красавицы, вошедшей в историю XV века, насыщенного войнами, крестовыми походами и нашествиями, как могущественный дипломат Востока и тюркского мира, гордый государственный деятель, — люди независимо от языка и вероисповедания неизменно воздают ей дань уважения. Её чтят как символ толерантности, мудрости и достоинства.
Шараф Джалилли