Официальные документы и карты, хранящиеся в архивах Ватикана, Дрездена, Тбилиси и Петербурга, а также в музеях Виктории и Альберта и Лувра, убедительно доказывают, что Зангезур является неотъемлемой частью Азербайджана. Одним из важнейших событий уходящего года стало посещение Вашингтона победителем войны, архитектором мира, Верховным Главнокомандующим, Президентом Ильхамом Алиевым, подписание им документа «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания», достижение отмены 907-й поправки к «Акту в поддержку свободы», принятой Конгрессом США в 1992 году по инициативе армянского лобби, а также выдвижение идеи превращения Зангезурского коридора в мост Турана, тюркского мира, связь между Азией и Европой, в зеркало Великого шелкового пути.
В сердце Огненной страны Азербайджана, разделенного на Анатолию, Тебриз, Дербент, Борчалы и Иреван, существует и боль Зангезура. Зангезур — край, где творили мыслители-врачи, религиозные деятели, архитекторы, художники и ученые, мастера искусства, выдающиеся ашуги, достойные старейшины, благородные матери, такие известные личности, как Кербеляи Исмаил, Аббасгулу бек Шадлинский, Мешади Аласгяр, такие беи и аги, как Лачынлы Султан бек, Хосров бек Султанов, полководцы, а также борцы за справедливость вроде Гачаг Наби. Зангезур расположен на западе Азербайджана, к северу от реки Араз. «Зангезур, соответствующий Сюникской области Армении, созданной на азербайджанской земле», в исторических источниках рассматривается не только как географическое пространство, но и как колыбель тюркско-исламской культуры.
Здесь располагались Иреванская крепость, крепость Сардарабад, дворцы Зал-хана и Гусейнали-хана, районы Тепебашы, Дамирбулаг, мечети Хаджи Новрузали бека, Мухаммеда Сартиб-хана, Реджеб-паши, Хаджи Джафар-бека, мечети Акрек и Биджни, мавзолей Пир Гусейн Эмир, мавзолей Девин, многочисленные тюркско-мусульманские мавзолеи, сооружения периода Сельджуков и Османов, Иреванский Далма-бах, Ереванская городская площадь, ханский дворец в Ереване, дворец Сардара, бесчисленные караван-сараи, мост Агьяр, Красный мост, Голубая мечеть, а также древние тюркско-азербайджанские поселения и крепости, такие как Губадлы, Лачын, Мегри, Сисиан, Горис. Название «Зангезур», образованное от этнонима «Занги» и слова «зур», означает «крепкий край среди гор». Зангезур, обладая тем же статусом, что Карабах и Нахчыван, одновременно выступал носителем единой идеи, религии и культуры.

После того как царская Россия оккупировала Южный Кавказ, Зангезур также был включен в состав Империи
На протяжении веков войны за Мидию, Ману, Атропатену, Кавказскую Албанию, государства Сефевидов, Афшаров и Империю Каджаров не обходили Зангезур стороной. В политике захвата царской России, действовавшей по наставлению Петра I — ««Разделяй Кавказ — властвуй, завоюй Стамбул!» — Зангезур выделялся своим стратегическим значением. Эта жестокая политика оставила глубокий и одновременно трагический след в русско-турецких войнах.
В начале XIX века, после того как царская Россия оккупировала Южный Кавказ, Зангезур был включен в состав Империи. В 1918–1920 годах, в период Азербайджанской Народной Республики, Зангезур подвергся нападениям вооруженных отрядов армянских дашнаков, Андраника и Озаняна; пролитая здесь кровь не имела себе равных. По воле командующего Отдельным корпусом Республики генерала Алиаги Шыхлинского, первого военного министра и одновременно генерал-губернатора Карабаха Хосров бека Султанова, а также генерала Самед бека Мехмандарова, возглавившего министерство после переноса правительства Республики в Баку, при участии соединений Национальной Армии, XI Кавказской Исламской армии, IX Исламской армии под командованием Нуру-паши, Казым Карабекир-паши, Халил-паши Мендеше, Халил-паши Килигилa, по решимости и воле председателя Нахчыванского национального совета и Комитета обороны Нахчывана Мирзы Насруллы бека Амирова, Зангезур, как и Борчалы, Лянкяран, Губа, Гянджа, Гёйчай, Шамахы, Сальян, Карабах, Нахчыван, Иреван и Баку, был очищен от армянских дашнаков.

Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома
В этих ужасных, кровопролитных сражениях сотни азербайджанских сел были сожжены, десятки тысяч тюрков были обезглавлены лишь за то, что они являлись тюрками-мусульманами. Дашнаки, не пощадившие ни девушек, ни женщин, ни стариков, ни младенцев, не только проливали кровь, как воду, но и не чурались кровопролития. На этом ужасы Зангезура не завершились. Десятки тысяч людей превратились в беженцев. Регион подвергся этнической чистке. Во время чудовищных резней и геноцида население Зангезура покинуло свои исторические земли, древние места проживания и переселилось в направлении Карабаха, Нахчывана и Шарура.
В истории нашего национального государственного строительства и национально-духовных ценностей немало трагических страниц. Ужасы, основание которых было заложено договорами аннексии «Кюрекчай», «Гюлистан» и «Туркманчай», породили Азербайджан, вынужденный по суровой воле судьбы оказаться разделенным, израненным и находящимся в положении государства, которое оказалось соседствующим с собственными историческими землями.
В 1920 году с оккупацией Республики «красным террором» Красной армии, с агрессией большевистской России к траурной летописи Зангезура была добавлена еще одна болезненная страница.
После распада Закавказского сейма армянские дашнаки, получившие преимущества и добившиеся создания государства на исторических азербайджанских землях, при поддержке, полученной от Ленина, Орджоникидзе и Кирова, реализовали одну из незавершенных целей Российской империи и Петра I. Вопрос Зангезура, вновь оказавшийся в повестке дня с установлением Советской власти, был решен по диктату Ленина и Сталина. Значительная часть Зангезура была передана в состав Армянской ССР. Лишь небольшая восточная часть — Губадлы и Лачын — были признаны частью Азербайджана. Этим решением исторические земли Азербайджана фактически были разделены на две части: Восточный и Западный Зангезур.

Переход Зангезура в руки армянских дашнаков стал криком надломленной души, воплем скорби
Сухопутная связь с Нахчываном была прервана. Это решение, вернее, коварный замысел Ленина и Сталина, заложенная такими прорусскими армянофильскими большевистскими деятелями, как Киров и Орджоникидзе, злокозненная политика стала основой продолжающейся до сегодняшнего дня трагедии Нахчывана, его долгой экономической блокады. Тем самым Азербайджан потерял не только Зангезур — начались тяжелые дни Нахчывана, который Нариманов называл воротами Востока, Ататюрк — дверью тюркского мира, а Национальный Лидер считал неотъемлемой частью Азербайджана.
Переход Зангезура — края, представляющего собой целый мир исторических памятников, древних поселений, курганов, надгробий, мостов, кяризов, водохранилищ и бань, уникальных орографических, ойконимических и топонимических названий, обладающего древней ценностью, могуществом и величием — в руки армянских дашнаков означал уничтожение, разрушение и разграбление памяти, которая по своей сущности была не только частью тюркской истории и исламской культуры, но и воплем, тревогой и скорбью надломленной души. Исторические источники свидетельствуют, что Зангезур был не только землей сотен памятников, мавзолеев, крепостей и курганов. На этой земле зарождались искусство и культура. Тюрки, видевшие продолжение своей силы в мечe, ощущали продолжение своей духовной сущности в сазе и эпосе. Мечеть в Мегри, караван-сарай в Сисиане, крепость Горис, мавзолей Дяхня, курганы Гюлябёрт, святилище Джиджим, крепость Джомардлы в результате политики дашнаков, начавшейся в начале XX века и продолжавшейся многие десятилетия, были стерты с лица земли. Эти памятники, являвшиеся свидетельством могущества и величия принадлежащего им народа, были не просто достоянием Зангезура — мощного края между двумя горами, — но и местом памяти великого тюркского мира, несшего культуру от Алтая до Анатолии, от Туркестана до иракских тюркменских земель, от сибирских степей до Огненной страны Азербайджана, голос которого звучит из «Огузнаме», памятников Орхон-Енисея, эпоса «Китаби-Деде Коркуд», из «Манаса», «Алпамыша», «Кобланды батыра».

Более страшное решение по Зангезуру большевистская Россия приняла в 40-е годы прошлого века
Несмотря на все эти ужасы, можно отметить, что сегодня официальные документы и карты, хранящиеся в музеях мира, архивах и библиотеках, свидетельствуют о том, что, так же как Тебриз, Дербент, Борчалы, Иреван, Нахчыван и Карабах, Зангезур является неотъемлемой частью Огненной страны — Азербайджана. Документы, хранящиеся в Ватикане, Дрездене, Нури Османие, Египетской библиотеке, музеях Виктории и Альберта, Лувре, Эрмитаже, государственных архивах Тбилиси и Петербурга, не только указывают на истинных исторических хозяев и жителей Зангезура, но и демонстрируют миру величие народа и государства, на протяжении тысячелетий кирпич за кирпичом созидавших эту землю, их любовь к Родине. Если к этому добавить путевые заметки и труды знаменитых европейских, российских и османских путешественников — таких как Марко Поло, Клавихо, Кафарини, Зено, Иосиф Барбаро, Антон Дженкинсон, Александр Дюма, Зильбергер, Энгельберт Кемпфер, Адам Олеарий, Эвлия Челеби — а также историков, художников и исследователей, изучавших историю Кавказа, его культуру, исторические личности и этнолингвистические процессы, то картина станет еще более богатой и глубокой.
Судьбу Зангезура, превратившую его в безлюдную землю, в край покинутых селений, окончательно решила именно большевистская Россия, принявшая наиболее страшное решение по нему в 40-е годы прошлого века. Советская власть, забыв заслуги тюркско-мусульманских народов, Азербайджана и азербайджанской нефти в достижениях во Второй мировой войне, триумвират Сталин — Микоян — Берия предпринял один из самых жестоких шагов в отношении Западного Азербайджана и Зангезура. В 1948–1953 годах десятки тысяч азербайджанцев были депортированы со своих исторических земель и переселены на Куро-Аразскую равнину, в Нахчыван, а также из горных районов в жаркие равнинные области Азербайджана — фактически сосланы. Вместо этого была проведена еще более жестокая политика: на их исторические земли, в древние места проживания были переселены армяне. В результате этой переселенческой политики демографическая ситуация в Зангезуре была изменена в пользу армянских дашнаков и их покровителя — большевистской России, приняв желаемую ими форму. Численность тюркских народов, принадлежащих к одному корню, одному этносу, разделяющих один язык, религию и культуру и проживавших между империями Каджаров, Османов и Советским Союзом, была доведена практически до нуля. Нарушение демографического баланса означало переход политического преимущества в руки армянских дашнаков, очищение этих земель от их исторических владельцев и коренных жителей.

Подписание проекта «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» стало важным шагом на пути восстановления исторической справедливости
После 44-дневной Отечественной войны, справедливой борьбы, Огненная страна — Азербайджан изменила баланс и порядок в Южном Кавказе возгласом «Карабах — это Азербайджан!», доказав волей Верховного Главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева, и мощью Азербайджанской армии, что на пути Великого шелкового пути существует сильный народ и могущее государство. Как эта воля, непреклонность характера восстановили справедливость в 44-дневной Отечественной войне, так при необходимости может быть обеспечено возвращение и других исторических земель, утраченных под давлением силы и имперской воли. «Если существует Восточный Зангезур, значит, есть и Западный Зангезур, Западный Азербайджан, Иреван, Гёйча! На тех землях витают души наших предков. Мы вернемся туда! Не силой оружия, не войной, а мирным путем!» — этим призывом, вошедшим в историю, Музофар Верховный Главнокомандующий, Президент Ильхам Алиев, указав истину своему народу и всему миру, выдвинул проект «Зангезурского коридора», очертив контуры поставленной цели. Именно по этой причине каждый аналитик, понимающий историческую реальность и перспективную политику, признает, что идея «Зангезурского коридора» — это не просто транспортный проект, а символ исторической справедливости. Этот коридор, являясь священным пространством, вновь соединяющим Нахчыван с основной частью Азербайджана, одновременно означает восстановление Великого шелкового пути, возрождение древней памяти Турана и тюркского мира — величия народа, который писал эпос завоеваний от Азии до Европы, от Туркестана до Китайской стены, от Малазгирта до Византии, от Алтая и сибирских степей до Анатолии, от Османской державы до Северного Кавказа, от Огненной страны Азербайджана до Индии; символ солнечного света, исходящего из Эргенекона, сияния Бозкурта, озаряющего просторы, пробуждения «Богатыря, спящего на Сявалан», призывающего к гимну Единства и Целостности разделенной Родины и к написанию новой летописи Спасения.
После 44-дневной Отечественной войны Музофар Верховный Главнокомандующий, Президент Ильхам Алиев, выступив как победитель войны и архитектор мира, подписав 8 августа на вашингтонском саммите проект «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания», добился одного из важнейших достижений на пути восстановления исторической справедливости. Этот шаг стал выражением веры в единство Родины, израненной диктатом и волей империй, разделенной «Гюлистаном» и «Туркманчаем», а также символом надежды, возникшей в Зангезуре и Нахчыване — веры в то, что если полководец достоин, армия не погибнет напрасно; торжеством света над тьмой, добра над злом, мужественного над коварным.
Шараф Джалилли