«Дайте мне армию тюрков, и я завоюю весь мир». «Турецкий воин храбр. Он любит свою Родину и, если потребуется, готов отдать за неё жизнь». «Тюрк – подлинный из подлинных. Его возвышенное достоинство не искусственно, не показное: это дар самой природы». «Тюрки как раса и как народ – самые благородные люди на земле». «В мире есть два ещё не открытых явления: полюса и тюрки».
Эти слова, принадлежащие Наполеону Бонапарту, Альберту Эйнштейну, Пьерро Лониде, Ламартину, Альберу Шорелю, уже ставшие афоризмами, при чтении невольно вызывают перед глазами образы Метена – изобретателя «тележки с катапультой», Аттилы, державшего своим мечом в напряжении весь мир, строителя империй Алп-Арслана, Малик шаха, Османа Гази, Мехмет Фатиха, султана Баязида, Амира Тимура, Явуза Селима, шаха Исмаила Сефеви, Ширваншаха Ибрахима, Надир-шаха Афшара. Их путь сопрягался и с судьбами Ага Мохаммед-шаха Каджара, Джавада хана, Кубинского Фатали-хана, Мухаммеда Эмина Расулзаде, Гази Мустафы Кемаля Ататюрка, а в новейшей истории – с вершиной в лице Великого лидера Гейдара Алиева. Всё это рождает в душе тюрка чувство гордости и величайшего достоинства.
Особый интерес вызывают и ответы, прозвучавшие в опросах крупнейших исследовательских центров мира, в контексте общей тюркской истории. Согласно результатам, пять османских султанов заняли высшие места благодаря своему вкладу в общечеловеческие ценности и военную историю. Среди них первое место, а точнее – вершина, принадлежит тому, кто уже в девятилетнем возрасте прочёл весь Коран и стал хафизом, в двенадцать лет взошёл на престол, а в двадцать один вошёл в историю как завоеватель Константинополя. Этот государь – мыслитель своего времени, удостоенный титула улема, владевший семью восточными и западными языками, славился не только мечом, но и умом, стратегическим мышлением. Его военные трактаты, философские сочинения, работы по праву и политике, новаторские подходы к военному делу и государственному устройству преобразили Османскую империю в соответствии с вызовами эпохи. В его правлении традиция и новаторство обрели гармонию, а величие Османа Гази получило продолжение в гениальности Мехмеда II Завоевателя. Именно султан Мехмед Фатих занял первую позицию в рейтинге, за ним же последовал Явуз Селим.