Урарту – земля Кавказской Албании, правителей Каракоюнлу, османских султанов и Каджаров
На протяжении веков Иреван, являвшийся одним из культурных центров Азербайджана, обогащавший сокровищницу общечеловеческих ценностей своими историческими сооружениями и архитектурными жемчужинами, имеет возраст, измеряемый тысячелетиями. Исторические источники также доказывают, что большинство племён, населявших Иреван, основанный в VIII–VII веках до нашей эры урартским царём I Арбиши, были тюркского происхождения.
Как один из городов, развивавшихся в составе Кавказской Албании и азербайджанских ханств, Иреван сохранял свою тюркско-мусульманскую идентичность благодаря архитектурным памятникам, караван-сараям и мечетям. Отражающая национальную самобытность этих земель Иреванская крепость, благодаря своей архитектурной структуре, проектным приёмам и инженерно-конструктивной системе, вобравшим в себя восточно-тюркский архитектурный стиль, стала местом памяти данной территории.
Опираясь на исторические источники, можно также отметить, что Иреванское ханство, население которого в XVIII веке в основном состояло из тюрков, — Иреванская крепость — было построено в 1582 году османским военачальником Сердаром Ферхад-пашой.
Крепость, задуманная как военное укрепление и административный центр, включала в себя мечети, медресе, библиотеки, бани и дворцы. Самым известным сооружением был Сердарский дворец. Его зеркальный зал и хрустальные украшения поражали даже европейских путешественников.
Бедственные дни крепости, величие и слава которой с тонкостью описывались в летописях, стихах, газелях и художественных произведениях и были известны всему миру, начались с XX века. С начала столетия по диктовке армянских дашнаков эти памятники были разрушены.

Голубые изразцы и купол Голубой мечети — знамение утраченного прошлого древнего Иревана
Одной из драгоценнейших жемчужин, столь же ценных, как и сама Иреванская крепость, является Голубая мечеть, которая даже после последней депортации 1988 года сохранилась до наших дней как образец нашей национальной идентичности. Голубая мечеть, являющаяся одним из прекраснейших образцов азербайджанской исламской архитектуры, была построена в XVIII веке иреванским ханом Гусейнали ханом. В те времена, когда Западный Азербайджан и Иреванское ханство переживали период расцвета, образно говоря, их конь летел, не касаясь земли, а меч чертил молниеносные дуги, в Иреванской крепости в каждом квартале имелась своя мечеть. Сегодня уже ставшие лишь воспоминанием, сохранившиеся в фотографиях и рисунках, существовало более восьми мечетей.
После последней депортации одиноко оставшаяся Голубая мечеть «по инициативе посольства Исламской Республики Иран в Иреване была спасена от угрозы разрушения, отремонтирована и отреставрирована, после чего включена в список религиозных памятников Ирана. Хотя после протеста Азербайджана Голубая мечеть была адресована своим историческим владельцам, сегодня армяне и персы воспринимают её как иранский памятник».
Во время армяно-азербайджанского конфликта, в период тридцатилетней оккупации, в Карабахе, Восточном Зангезуре, Западном Азербайджане и Иреване армяне, осуществлявшие бесчеловечные террористические акты, уничтожали и стирали с лица земли не только исторические здания и надгробные памятники, но и мечети — святыни, дома Бога.
По своей архитектурной структуре Голубая мечеть Иревана напоминает мечети Юхары Говхар ага и Ашагы Говхар ага в городе Шуша, а также Агдамскую Джума-мечеть.
После 44-дневной Отечественной войны Победоносный Верховный Главнокомандующий, Президент Ильхам Алиев произнёс исторические слова:
«Если есть Восточный Зангезур, то значит, есть и Западный. Да, Западный Зангезур — земля наших предков. На этих землях жили наши предки. Мы вернёмся на эти земли. Иреван — наша историческая земля. Мы вернёмся в такие места, как Иреванская крепость, квартал Тепебаши, Голубая мечеть. Мы восстановим историческую справедливость. Мы совершим в Голубой мечети победную, праздничную молитву, так же как в крепости Шуша, в мечети Говхар Ага, в крепости Шахбулаг, в Агдамской Джума-мечети».
Голубые изразцы и голубой купол Голубой мечети Иревана — это знамение утраченного прошлого древнего Иревана, величия его тревожных духов, мощи его исторических личностей и существования людей, чьи сердца бьются любовью к Богу.

Иреванское ханство — это наше историческое место памяти, сформированное после оккупации Кавказа царской Россией
Ирпунская крепость Иревана, основание которой относится к VIII–VII векам до нашей эры, прошла ещё один великий этап, вобравший в себя духовное величие, — этап Иреванского ханства. Иреванское ханство, являющееся важной частью истории нашей национальной государственности, — это наше место памяти, заложенное после завоевания, точнее — оккупации Кавказа царской Россией.
Иреванское ханство, основанное в 1747 году, наряду с Гянджинским, Карабахским, Нахчыванским, Шекинским, Шамахинским и Губинским ханствами, было одним из важных политических образований и одновременно одним из государств, обладавших стратегическим значением. Расположенное в Иреванской крепости ханство из-за своего стратегического положения между Османской и Каджарской империями находилось в центре внимания царской России.
После оккупации в 1828 году, оказавшись в водовороте аннексионных договоров «Гюлистан» и «Туркманчай», в регионе была изменена не только демографическая структура, но и подверглись «крестовому походу» его оронимы, ойконимы и топонимы.
Массовое переселение армян царской Россией в Иреван, Западный Азербайджан и Зангезур, как и в другие районы Азербайджана, а также передача им албанских храмов привели к изменениям и в религиозной сфере. Этот печальный процесс не только продолжался в годы Советского Азербайджана: комплексная оккупация наших национально-духовных ценностей сопровождалась страшными депортациями 1946–1953 годов и последним исходом 1988 года.

Исторические памятники, хранившие нашу память, были уничтожены
Исторические источники и архивные материалы доказывают, что в XIX веке, согласно официальной переписи царской России, в городе Иреван существовало более 800 архитектурных памятников. К ним относились караван-сараи, медресе, мечети, водяные мельницы, кяризы, источники, мосты и бани. Такие объекты, как баня Хаджи Новрузали, Крепостная мечеть, Городское медресе, сегодня остались лишь на пожелтевших архивных листах и на фотографиях. Эти памятники были уничтожены и стёрты с лица земли в период между 1939 и 1969 годами — всего за 30 лет.
Сам факт перенесения названия «Армения» на Иреван, являвшийся столицей царства Ирпуни, является трагическим событием и вместе с тем нашим болезненным местом памяти. В исторических источниках эта территория долгое время представлялась как Иреванская область. Название «Армения» не существовало здесь даже после оккупации Иреванского ханства царской Россией. Оно вошло в употребление лишь после распада Кавказского сейма и провозглашения народами Кавказа своей национальной независимости.
Исторические топонимы — Аваран, Ведибасар, Зангибасар, Гарнибасар, Гёйча, Иреван и другие тюркского происхождения — были изменены, и на их основе было создано новое «государство Армения», рождённое армянской сущностью. Хотя названия населённых пунктов этих исторических земель были изменены, они продолжают жить в архивных документах и официальных материалах и сохраняются по сей день.

Десятки тысяч азербайджанцев подверглись насильственному переселению с родных земель
Самым большим ужасом для Иревана и в целом Западного Азербайджана, переживших геноциды в начале XIX века, в 1905–1906 и 1918 годах, стали именно депортации.
Опираясь на официальные документы, можно сказать, что в начале прошлого века в Иреване и его окрестностях проживали сотни тысяч тюрков-азербайджанцев. В 1948–1953 годах по прямому решению Сталина, по диктовке тандема Микояна–Берии, десятки тысяч азербайджанцев были силой депортированы со своих исторических территорий, с исконных земель. Переселение людей, веками живших в горных условиях, в равнинные районы Азербайджана привело к трагической гибели значительной части из них.
Этому факту, против которого никто не осмелился возразить, противостоял лишь один человек — государственный деятель, первый секретарь Дагестанского обкома партии Азиз Мамедкерим оглу Алиев. Правда, этот протест дорого ему обошёлся. Человек, входивший в годы Второй мировой войны в число тех, кто «превращал невозможное в возможное» наряду со Сталиным, Жуковым и Молотовым, заместитель командующего 47-м и 48-м Кавказскими фронтами, председатель Махачкалинского комитета обороны, в одно мгновение был объявлен «врагом народа».
Он был снят с высшей должности в Дагестане, понижен до самой низкой должности в Совете Министров СССР — статуса рядового специалиста. Затем его отправили на родину, в Азербайджан, где он подвергся моральному террору. Восстановление справедливости в отношении Азиза Мамедкерим оглу Алиева стало возможным лишь после окончания сталинского режима и ликвидации системы Микояна–Берии–Багирова.
Превращение Иревана в столицу Армении стало очередным посягательством на наши исконные земли
Депортация 1948–1953 годов не ограничилась лишь переселением наших соотечественников в Кура-Аразскую низменность и их обречением на смерть от малярии и брюшного тифа. Она оказала серьёзное воздействие на демографическое положение и политическую картину Иревана и в целом Западного Азербайджана. Национально-историческая идентичность города оказалась под угрозой.
Превращение Иревана в столицу Армении по диктовке Кавказского сейма и большевистской России стало очередным посягательством на наши исторические земли. Хотя на первом этапе политического руководства Общенационального Лидера Гейдара Алиева в Огненной стране — Азербайджане были достигнуты важные успехи в деле защиты и охраны земель и удалось предотвратить новые депортации, в 1988 году Азербайджан без Гейдара Алиева пережил тяжёлые испытания горбачёвского режима.
Иреван — Западный Азербайджан, воспитавший таких мастеров слова, как Деде Алескер, таких сардаров, как Сары Аслан и Гасан хан, таких полководцев, как Кербелаи Исмаил и Аббасгулу бек Шадлинский, таких выдающихся деятелей науки и государства, как Мустафа бек Топчубашов и Азиз Алиев, — даже спустя 38 лет вновь обращён к месту памяти в ожидании восстановления исторической справедливости.

Азиз Алиев: «Пусть сегодня их лишают родных земель, но придёт время, когда они потребуют возвращения своих исторических территорий»
После 44-дневной Отечественной войны, войны за справедливость, Азербайджан, изменивший политический ландшафт Южного Кавказа и мира, сегодня по воле и политической решимости Победоносного Верховного Главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева, продвигается к Зангезурскому коридору, к реализации проекта «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP). Страна предпринимает смелые шаги для реализации мирного договора между Иреваном и Баку, контуры которого уже определены, а также для осуществления возвращения на исторические земли.
Азиз Мамедкерим оглу Алиев — единственный и неповторимый наш лидер, в судьбе, биографии и полном потрясений жизненном пути которого Родина — Азербайджан соединяется и становится целостной. Родившийся в Зангезуре, сформировавшийся в научно-культурной среде Иревана, ставший государственным деятелем в Баку, руководитель «миссии Азиза Алиева» в Тебризе, творивший историю в Дербенте как секретарь Дагестанского областного комитета партии, полковник-комиссар Азиз Мамедкерим оглу Алиев в связи с депортацией 1948 года произнёс в приёме у Сталина историческую фразу:
«Иреван — это родина советских граждан, которых сейчас переселяют. Их нельзя трогать. Если их переселяют, то переселяйте в Нагорный Карабах. Люди, жившие в горных условиях, погибнут в жарком климате Кура-Аразской низменности. Нельзя таким образом подвергать испытанию Иреван, понёсший в войне огромные потери. Вы, как кавказец, знаете это лучше. Они тоже советские граждане. Армянские коммунисты допускают в этом вопросе небрежность. Возможно, сегодня их переселят, но придёт время — и они потребуют свои исторические земли».
С призывом «Ценности человеческого характера проявляются в трудные времена» Азиз Мамедкерим оглу Алиев вошёл в историю как могущественный государственный деятель, дальновидный политик и дипломат. Сегодня — время, когда заново пишется история Азербайджана, Западного Азербайджана, Иревана и Ирпунской крепости. А архитектором этой истории является внук полковника-комиссара Азиза Мамедкерим оглу Алиева — Победоносный Верховный Главнокомандующий, Президент Ильхам Алиев.
Шараф Джалилли